Сравнение образов Хигинса и Дулитла в произведении «Пигмалион»
На самом деле удивительный успех эксперимента Хигинса обусловлен прежде всего неординарной личностью самой Элизы. Никакие новейшие и наиболее эффективные методы преподавания, никакой педагогический талант не смогли бы помочь уважаемому профессору, если бы девушка не оказалась такой настойчивой в достижении цели, такой восприимчивой ко всему тому, чему ее учили Хигинс — сознательно, и Дулитл — скорее интуитивно, собственным примером, собственной жизнью. Мусорщик Альфред Дулитл в социальном плане находится, как бы сказать, «на дне»,
Впечатляющая пластичность поведения этого человека, его умение почти мгновенно объясниться с любым собеседником, здоровый цинизм в отношении к действительности и людям, оригинальность мышления и чувство собственного достоинства очевидны. И, по нашему мнению, намного интереснее в образе Альфреда Дулитла является его исключительное приспособленчество к любой ситуации: он остается самим собой и как мусорщик,
Именно он является автором совершенства. Сопоставление образов Хигинса и Дулитла нужно для того, чтобы выявить, каким образом каждый из них влиял на формирование Элизы как личности. Это же сопоставление должно помочь школьникам в постижении общего замысла пьесы и вместе с тем заставит обратить внимание на поэтику произведения. При этом не останется в стороне и проблема положительного героя, а также моральной основы в жизни.
В конце концов, сопоставление этих персонажей и определение их влияния на формирование внутреннего мира Элизы дает возможность во многом понять и образ главной героини произведения. В этой пьесе важными и актуальными являются идеи фабианства, «создание нового человека» благодаря изменению условий его жизни, прививанию культуры и обогащению внутреннего мира человека. Бесспорно, что автор «Пигмалиона» целиком серьезно относится к возможности таким образом улучшить жизнь общества в целом. И в самом деле, объективно образ Элизы претерпевает изменений, внешне просто впечатляющих, на протяжении развития действия пьесы.
Осознание же роли отца и Хигинса в формировании характера Элизы может убедить старшеклассников в том, что нельзя абсолютизировать внешнее влияние на человека. Прежде всего, от самого человека в значительной мере зависит, окажется ли внешнее положительное влияние на него результативным для развития личности.