О жизни и творческих убеждениях Шоу
Составить довольно точное представление о жизни и творческих убеждениях Шоу можно с двух источников. Во-первых, из его биографии, тщательно проверенной и изложенной за документами и личными беседами с Шоу замечательным актером и автором серии биографических книг X. Пирсоном (1887-1964). Все факты и детали были проверены и исправленные самым Шоу, а первое издание биографии увидело мир еще за жизнь драматурга в 1942 г. Через год после его смерти вышло из печати второе издание, в котором история жизни Шоу была доказана до конца. Отношения Шоу из его биографом
Вторым источником информации о драматурге стали предисловия Шоу к его пьесам, в которых он, человек, наделенный необыкновенной смелостью и отважностью мысли, профессиональный критик, самореферировал свой творческий путь.
Из биографии, написанной Пирсоном, видно, что очень много моментов в судьбы Шоу не были случайными. Не случайной была его творческий спор-соревнование из В. Шекспиром, которая имела парадоксальный характер, как и многое другое в жизни Шоу «Выдуманные
Словом, на мысль Шоу, Шекспир «был готов начать с XX столетие, если бы лишь семнадцатое ему разрешило». Но вместе с тем Шоу утверждал, что на современной сцене должно быть больше ума, чем страсти, которые автору «больших трагедий» шкодит то, что отрывки с его произведений вошли во все хрестоматии, и что Шекспира нельзя брать за образец современному драматургу. В запале полемики Шоу «улучшал» Шекспира, дописывал новые финалы к «Макбету» и «Бурые», оспаривал у большого предшественника в трактовании образов Клеопатры и Жанны Д’Арк. Сам Шекспир становится действующим лицом драматической миниатюры Шоу «Смуглая леди сонетов» («The Dark Lady of the Sonnets», 1910).
Шекспир в его пьесе вместе с тем беззащитно-доверчивый и способный на утонченную лесть, впадает в отчаяние от неверности любимой и убежденный в потому, что его произведения прославятся на возрасты вечные. Шоу создает атмосферу, которая еще не насыщена шекспировскими цитатами. Шекспир в изображении Шоу — собиратель точных, благозвучных слов и конструкций, который умеет безошибочно слышать их в речи разнообразнейший людей и записывает услышанное на табличках, как Гамлет.
С присущей ему смелостью Шоу считал, что пришел в театр для осуществления преобразований, равных за масштабом тем, которые в истории сцены связывали с именем Шекспира. В конце своего творческого пути Шоу напишет драматическую миниатюру «Шекс против Шо» («Shakes versus Shav», 1949), в которой появится Шекспир, обозленный тем, что Шоу посмел сравнивать себя с ним: «Где «Гамлет» твой? А «Лира» ты сумел бы написать?» — спрашивает он Шоу. И тот отвечает, что его «Лир» — это пьеса «Дом, где разбиваются я»(история краха надежд старика моряка, связанных из его дочурками, и получение им опора в юной дочурке его давнего приятеля). Когда в финале миниатюры Шекспир гасит свечку, Шоу исчезает в тьме, идет со сцены вместе с ним — так они и до сих пор остаются вместе в сознании соотечественников: возле ступенек английской Королевской Академии драматического искусства по левую сторону стоит бюст Шекспира, а по правую сторону — бюст Шоу.
Сам Шоу в жизни напоминал мудрого шекспировского шута. Один из героев его пьесы «Другой остров Джона Буля», священник Киган говорит: «Мой способ шутить заключается в том, чтобы говорить правду. Это найдотепниший шутка на миру». Это кредо шекспировских шутов, и самого Шоу.
Внимание Шоу к Шекспиру объяснялась не только тем, что последний был его выдающимся соотечественником и предшественником в драматическом искусстве, а и очень личными мотивами. За легендой, одним из предков рода Шоу был Макдуф, какой стал персонажем шекспировской трагедии «Макбет». Шоу сознавался, что ему было приятно иметь предка, который удостоился такой чести. В этой трагедии Макбет убивал всех детей Макдуфа, а сам Макдуф, преждевременно вырезанный из материнского лона, одерживал победу над Макбетом, воплощая у жизнь пророчество привида («его же так как судьба защитила от всех, кого жона родила»). Возможно, после этой победы в Макдуфа еще были сыны. По крайней мере судьба его потомков, как и его собственная, была преисполненная взлетов и падений.
Отец Шоу, Джордж Карр, возрастал в семьи, в которой было тринадцать детей. Это был джентльмен, одаренный чувствам юмора, но без никаких средств к существованию, как и без коммерческих способностей. При этом он был вынужден заняться гуртовой торговлей збижжям — делом для джентльмена не весьма престижной. Когда же, поставив на карту честь рода, он испытал и финансового краха, то масштабы катастрофы удалились ему «невероятно смешными, так что он был вынужден немедленно отойти в дальний уголок слога и там высмеяться».
Итак, не случайной, а заимствованной у отца, воспитанной в семьи была привычка Шоу смехом встречать жизненные нелады, пусть даже этот смех иногда имел горький привкус.
О детях в семье Шоу не очень заботились. Писатель упоминал, что питался на кухне консервированной говядиной, от которой его томило, и чаем, от которого деревенели неба и язык. Возможно, именно это сыграло свою роль в его навертывании к вегетарианству (1881 p.): вегетарианцем он оставался до конца жизни, и при этом некогда не пил ни чая, ни кофе, ни алкогольных напитков, прожив 94 года.
Также неслучайным оказалось творческое соревнование Шоу с О. Вайлдом, который был на два года старше его и тоже родился в Ирландии. О семье Вайлдив Шоу впервые узнал, когда его отцу, который был зизооким, Оскарив отец, известный врач-окулист, сделал операцию, но «перестарался и навсегда перекосил отца в другую сторону». Юмор подобных высказываний не выдавался Шоу ни грубым, ни зловещим. Возрастая без особой любви со стороны родителей, он считал себя в околице чувств диким животными.
В те самые года, когда О. Вайлд приобретал университетское образование в Дублине и Оксфорде, Шоу, закончив Дублинскую школу и зарекомендовав себя никудишним учеником, начинал журналистскую деятельность в Лондо