Земля и человек в произведениях М. А. Шолохова
Земля определяет судьбы человеческие:
«ей решать, ей, вынашивающей правых
И виноватых, своих и чужих,
Собственным поставом судить,
Что потом из кого выйдет».
В. Распутин. «Пожар»
Перу Михаила Александровича Шолохова принадлежит большое количество произведений, в которых описаны жизнь и быт простого народа, его беды и страдания, небольшие радости и любовь.
М. А. Шолохов, обладая средним образованием, никогда не злоупотреблял никакими философскими теориями. Для него никогда не существовало вопроса о том, есть Бог
В его романах и рассказах действия развиваются, в основном, в сельской местности, в казацких станицах. Все персонажи произведений тесно и неразрывно связаны с землей. И это неудивительно, ведь от нее зависит их жизнь. Земля — их главная кормилица, от нее зависит, будут ли люди сытыми.
М. Шолохов в своих произведениях рассказывает об ужасах голода, голода не в результате боевых действий, когда вытаптывались поля, а в результате засухи. Так описывает он это явление в рассказе «Алешкино сердце»: «Два лета подряд
Россия на протяжении всей своей истории была аграрной страной, в которой сельское хозяйство оставалось главной доходной отраслью государства. Можно сказать, что от урожая зависела жизнь всего населения страны, всего многомиллионного народа. Именно поэтому мужицкие глаза наполняются скупыми слезами от вида высушенных полей. Они знают, что впереди их детей ждет голодная смерть, что мало кому удастся пережить зиму.
Но не всегда жара губила урожай. В остальное время крестьянам приходилось трудиться на земле от зари и до темна, чтобы успеть сделать все полевые работы вовремя и не потерять урожай. На полях работали не только мужики, но и женщины и дети. Вся деревня от мала до велика уходила в поля. На день села пустели, оставались лишь старики да совсем малые ребятишки.
Однако крестьяне не просто обрабатывают землю, они относятся к ней, как к живому существу, как к матери, которая кормит и заботится о них. Понимая важность наличия земли в их руках, хорошие хозяева борются за сохранение ее в их собственности. Они не желают принимать нововведений коммунистов, направленных на коллективизацию земельных угодий.
Трагедия, связанная с этим периодом истории русского крестьянства, описана Шолоховым в романе «Поднятая целина». В нем раскрываются все беды и переживания крестьянина-собственника, которому нелегко отдавать свое добро в чужие руки. Автор раскрывает вполне обоснованные страхи людей по поводу того, что в чужих (или коллективных) руках не будет его кормилица так же хороша и ухожена, как в его собственных.
В своих произведениях М. А. Шолохов раскрывает не только связь человека непосредственно с землей, но и его зависимость от сил природных. Ведь что ни говори, а человек — дитя природы, ее неотъемлемая часть. Именно поэтому, оказываясь от нее отделенным либо вступая с ней в противоречие, человек подчас не может найти гармонию с самим собой.
В работах этого автора в качестве идеала жизни представлена природа в ее свободном, естественном развитии. Человек, в качестве частицы этой природы, может жить нормально, может развиваться и быть счастливым только в тех естественных условиях, которые обеспечиваются природой. Однако человек в условиях общества всегда ограничен моральными, бытовыми, юридическими, социальными условиями, которые подчас перекрывают его стремления к счастью, его права, включая право на жизнь. Общественные установления, как правило, вступают в противоречие с природными законами, поэтому человеческое общество постоянно находится в состоянии конфликта,
С одной стороны, живя в гармонии с природой, человек, по мысли Шолохова, будет счастлив, с другой — он не способен отрешиться, отделиться от окружающей его действительности. Это противоречие сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Стремление одновременно жить в согласии и с природой, и с обществом редко приносит удовлетворение и желаемый результат.
Основной конфликт романа «Тихий Дон» заключается в столкновении между вечными, естественными законами природы и теми событиями, которые определяются субъективными устремлениями отдельных людей или их групп, отдельными государствами, целыми политическими объединениями. При этом следует отметить, что раны, нанесенные природе, природой же и залечиваются, а человеческие трагедии, трагедии, которые ломают и перечеркивают людские судьбы, залечить нельзя.