Трагические истории жизни в романах Шолохова


Мать Шолохова – из крестьянской семьи, отец – выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницей. Шолохов учился в церковно-приходской школе и гимназии. Участвовал в гражданской войне, служил в продотряде. В конце 1922 года он приезжает в Москву. Работает грузчиком, чернорабочим, делопроизводителем. В 1924 году в журналах появляются рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники “Донские рассказы” и “Лазоревая степь” (1926). Темы ранних рассказов – гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека в социальных сдвигах, происходивших в деревне. Рассказы стали заметным явлением в советской литературе первой половины 20-х годов.
Умение раскрыть правду действительности в острых общественных и бытовых конфликтах, проникновенное восприятие душевных движений, стремление “сопрячь” мир чувств и действительность в едином целом характеризуют рассказы “Нахаленок”, “Председатель Реввоенсовета республики” (1925), “Чужая кровь” (1926), “Червоточина” (1926). В 1924 году Шолохов возвращается на Дон в станицу Вешенская, где живет постоянно. Здесь он начинает писать “Тихий Дон” (1928-1940) – роман, принесший писателю мировую известность. Это произведение изображает донское казачество в годы первой мировой и гражданской войн,


с исключительной силой рисует судьбы народа и личности в революции. ( “Тихий Дон”).
“Тихий Дон” охватил важнейшее десятилетие русской жизни (1912-1922); “Поднятая целина” (1932-1960) повествует о 1930 годе, о революционном переломе в жизни деревни. ( “Поднятая целина”). Во время Великой Отечественной войны Шолохов – военный корреспондент. Уже в первые месяцы войны были опубликованы в периодической печати и вышли отдельными изданиями его очерки “На Дону”, “На юге”, “Казаки” и др. Широкую известность приобрел рассказ “Наука ненависти” (1942). В 1943-1944 годах начали печататься главы из романа “Они сражались за Родину” (новый вариант – 1969).
Стремление к эпическому постижению судеб народа-в самой природе таланта Шолохова. Подвиг народа в Отечественной войне определил и сюжетно-композицион – ный и эмоционально-стилевой строй незаконченного романа “Они сражались за Родину”. Контрастные чередования картин мирной, хотя уже и потревоженной трудовой жизни с изображением коротких солдатских передышек и внезапно вспыхивающих боев позволяют писателю воссоздать единый облик воюющего народа.
Рассказ “Судьба человека” (1956-1957) стал заметным явлением в литературе (“Судьба человека”). Трагическая история жизни взята в ее связи с событиями войны – историческими испытаниями в жизни народа, государства и отдельного человека. Из жизни Андрея Соколова автор отбирает только то, что дает возможность осмыслить человеческую судьбу в связи с трагическими событиями. Это позволяет писателю показать Человека и Войну, несовместимость мира и фашизма. Эта сложная, историческая основа определила и поэтику рассказа.
Отчетливо выделяются ведущие образы-лейтмотивы (дорога автора – дорога героя – судьба человека на дорогах войны и т. п.), свободно чередуются голоса героя-рассказчика и автора-повествователя. Судьба Андрея Соколова воплощает не только страшное зло войны, сквозной жизнеутверждающий мотив рассказа – вера в доброе, человеческое, утверждение подвига. После войны Шолохов опубликовал ряд публицистических произведений: “Слово о Родине”, “Борьба продолжается” (1948), “Свет и мрак” (1949), “Не уйти палачам от суда народов!” (1950) и другие, в которых он выступает против идеологов “холодной войны”. Связь литературы с жизнью, в понимании Шолохова, это прежде всего связь писателя с народом. Книга – дело “выстраданное”, говорил Шолохов на 2-м съезде писателей.
Много раз в его высказываниях повторяется мысль о том, что писатель должен уметь говорить правду, какой бы тяжелой она ни была, о том, что к оценке художественного произведения надо подходить прежде всего с точки зрения исторической правдивости. По мысли Шолохова, право на жизнь сохраняет только то искусство, которое служит интересам народа.
“Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить своим пером трудовому народу”, – сказал он в речи после вручения ему Нобелевской премии (1965 г.). Одна из самых существенных черт таланта Шолохова – его умение видеть в жизни и воспроизводить в искусстве все богатство человеческих эмоций – от трагической безнадежности до веселого смеха. Вклад писателя в мировое искусство определяется прежде всего тем, что в его романах впервые в истории мировой литературы трудовой народ предстает во всем богатстве типов и характеров, в такой полноте социальной, нравственной, эмоциональной жизни, которая ставит их в ряд неумирающих образов мировой литературы.
В его романах поэтическое наследие русского народа соединилось с достижениями реалистического романа XIX и XX веков, им были открыты новые связи между духовным и материальным, между человеком и окружающим миром. Для Шолохова характерно представление об универсальности жизни; триединство его поэтики: человек – общество – природа – выражает одну из особенностей цивилизации, гуманистическое направление всего его творчества.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Topic about mother.
Сейчас вы читаете: Трагические истории жизни в романах Шолохова