Традиционные ценности донского казачества в романе «Тихий Дон»

Роман-эпопея М. А. Шолохова «Тихий Дон», несомненно, является наиболее значительным и серьезным его произведением. Здесь автору удалось показать жизнь донского казачества, передать сам дух его и связать все это с конкретными историческими событиями.
Эпопея охватывает период великих потрясений в России. Эти потрясения сильно отразились на судьбе донского казачества, описанного в романе. Вечные ценности определяют жизнь казаков в тот трудный исторический период, который отразил Шолохов в своем произведении. Любовь к родной земле, уважение

к старшему поколению, любовь к женщине, необходимость свободы — вот те нравственные основы, без которых не мыслит себя вольный казак.
Жизнь казаков определяется двумя понятиями — они и воины, и хлеборобы одновременно. Надо сказать, что исторически казачество складывалось на границах России, где были часты вражеские набеги, поэтому казаки были вынуждены с оружием в руках вставать на защиту своей земли, которая отличалась особенным плодородием и сторицей вознаграждала за вложенный в нее труд. Позднее, уже находясь под властью русского царя, казачество существовало привилегированным военным сословием,
что во многом и обусловливало сохранение у казаков древних обычаев и традиций. У Шолохова казаки показаны именно традиционными. К примеру, с малых лет они привыкают к коню, который выступает у них не просто орудием производства, но верным другом в бою и товарищем в труде (за сердце берет описание плачущего богатыря Христони по уведенному красными Воронку). Все казаки воспитываются в уважении к старшим и беспрекословном подчинении им (Пантелей Прокофьевич мог наказать Григория даже тогда, когда под началом последнего находились сотни и тысячи людей). Казаки управляются атаманом, избираемым войсковым Казачьим Кругом, куда у Шолохова и направляется Пантелей Прокофьевич.
Но необходимо отметить, что в среде казачества сильны традиции и иного плана. Основную массу казачества составляли бежавшие от помещиков из России в поисках свободной земли крестьяне. Поэтому казаки в первую очередь являются земледельцами. Необъятные просторы степей на Дону позволяли при известном трудолюбии получать хорошие урожаи. У Шолохова они показаны хорошими и крепкими хозяевами. Казаки относятся к земле не просто как к средству производства. Она для них нечто большее. Находясь на чужбине, казак сердцем тянется к родному куреню, к земле, к работе по хозяйству. Григорий, будучи уже командиром, не раз уезжает домой с фронта, чтобы повидать близких и пройтись по борозде, держась за плуг. Именно любовь к земле и тяга к дому заставляют казаков бросать фронт и не вести наступление дальше границ округа.
Казаки у Шолохова очень свободолюбивы. Именно любовь к свободе, к возможности самому распоряжаться продуктами своего труда и толкнули их на восстание. Стремление казаков к свободе в какой-то мере объясняется их традиционной автономией внутри России.
Вообще, свобода для казачества — не пустой звук. Воспитанные в полной свободе, казаки негативно воспринимали попытки посягательства на нее со стороны большевиков. Борясь против красных, казачество не стремится полностью уничтожить их власть. Казаки лишь хотят освободить свою землю. Если говорить о врожденном чувстве свободы у казачества, то следует вспомнить переживания Григория из-за ответственности перед советской властью за свое участие в восстании. Как беспокоят Григория мысли о тюрьме! Почему? Ведь Григорий не является трусом. Дело в том, что Григорий боится самой мысли об ограничении его свободы. Григория можно сравнить с диким гусем, которого пуля выбила из родной стаи и бросила на землю к ногам стрелка.
В доме безграничной властью обладает глава семейства, но и здесь у Шолохова в известной мере присутствует тематика свободы. Казачка в изображении Шолохова предстает перед нами не безликой и безответной рабой, а личностью, наделенной определенными представлениями о свободе. Именно такие в романе Дарья и Дуняша. Первая всегда весела и беспечна, позволяет себе даже отпускать остроты в сторону главы семьи, разговаривая с ним как с равным. Дуняша по отношению к родителям ведет себя более почтительно. Ее стремление к свободе проявляется уже после смерти отца в разговоре с матерью о замужестве.
Очень широко в романе представлен мотив любви. Кроме Дуняши и Кошевого, в романе показана история любви главного героя Григория Мелехова к Аксинье, которая, несомненно, является одной из наиболее любимых героинь Шолохова. Любовь Григория и Аксиньи проходит через весь роман, временами ослабевая, но вновь вспыхивая с новой силой. Влияние этой любви на события в романе очень велико и проявляется на самых различных уровнях — «от семейного и бытового до судьбы всего края». Из-за любви Аксинья уходит от мужа.
Сама сущность казаков и всех их поступков целиком посвящается земле, свободе и любви — вечным законам человеческого бытия. Они живут, потому что любят, они борются, потому что свободолюбивы и всей душой привязаны к земле, но они вынуждены гибнуть или ломаться под давлением красных из-за своей неорганизованности и недостаточной убежденности, отсутствия идеи, ради которой можно пожертвовать всей своей собственностью и жизнью. Таким образом, в романе М. А. Шолохова «Тихий дон» широко представлены вечные законы человеческого бытия, согласно которым живет вольное казачество. Более того, именно на них основан сюжет романа-эпопеи.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Традиционные ценности донского казачества в романе «Тихий Дон»