Комическое и трагическое в образах героев романа «Тихий дон»
И топтал бы, а вот Мелехов, узнав об аресте Котлярова, бросился в погоню, чтобы от смерти, вырвать из плена. Из этого диалога видны два совершенно разных человека. Один охвачен ненавистью, переедет всех, кто встанет на его пути, другой — великодушный, всепрощающий.
Таким образом, Михаил Александрович Шолохов обладает замечательным искусством характеристики героев. Причем его мастерство состоит в том, что он многое заставляет додумывать читателя, не навязывая ему готовых выводов и решений.
В последующих главах мы постараемся показать
Вот так меткими, точными средствами портретной характеристики Шолохов обрисовывает нравственное превращение человека. Конечно же, только с помощью описания героя создается его образ, этому помогает косвенная и несобственно — прямая речь.
С помощью косвенной речи писателю удается передать моральное состояние героев. Ильинична напутствует Григория перед отъездом на войну: «Ты Бога-то. Бога, сынок, не забывай! Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил . Господи! Да ты Гришенька, опамятуйся! У тебя ить вон,
«. Начиная с Шолохова в историю литературы входит новый вид повествования: хоровое начало, которое в романе выступило как художественное открытие эпохальной значимости.
Так, например, Григорий, загнанный вместе с фоминской бандой на необитаемый, отрезанный половодьем островок, сидит на берегу, смотрит на воду. «Хорошо было смотреть на разметавшуюся у берегов бешено клокочущую быстрину, слушать разноголосый шум воды и ни о чем не думать, стараться не думать ни о чем, что причиняло страдания.» Шолохов выражает чувство, настроение Григория, но не в прямом описании от автора или в прямой речи героя, а пользуясь косвенной или несобственно — прямой речью. Это позволяет ему соединить объективность описания с интимностью человеческого чувства.
Характерен в этом отношении разговор Мелехова с большевиком Потляровым: «Ты говоришь — равнять, — обращается Григорий к собеседнику.- Этим темный народ большевики и приманили. Посыпали хороших слов и попер человек, как рыба на приваду! А куда равнение делось? Красную армию возьми; вот шли через хутор, взводный в хромовых сапогах, в «Ванек» в обмоточках. Комиссара видал, весь в кожу залез, и штаны и тужурка, а другому и на ботинки кожи не хватает. Да ведь это год ихней власти прошел, а укоренятся они — куда равенство денется?.
«Тихий Дон» поражает гармоничностью и завершенностью глав, каждой в отдельности и тома в целом. Начинается ли глава авторским описанием, внутренним монологом героя, диалогом действующих лиц, все ее нити стягиваются к особой форме психологического анализа, выступающего неизменно в виде несобственно-прямой речи. «Эта новая, более укрупненная и расширенная форма психологического анализа представляет собой такую всеобъемлющую форму соединения разных голосов и мнений, что трудно определить ее составные элементы. Традиционные для прозы виды психологического характера приобретают у Шолохова своеобразную, синтетически — аналитическую форму, — пишет современный исследователь. — перед нами нечто близкое по своему внутреннему существу, «хору» в древне греческой трагедии: суждение о человеке, о его мыслях, чувствах, жизни, судьбе. Но шолоховский хор существует не как отдельное персональное лицо, а внутри размышлений героя, что укрупняет его характер. » Хоровое начало» выступает не только в психологическом анализе героя, но и в прямой авторской речи, картинах природы, описаниях событий. (А. Киселев)».
Михаил Александрович Шолохов совершил художественное открытие в характеристике героев. Ученые назвали это открытие «хоровое начало».
— Твои слова — «контра»! — холодно сказал Иван Алексеевич, но глаза на Григория не поднял.» А не поднял, потому, что чувствовал в словах собеседника правду, но не принял чужого «метания», так как не свойственно оно Котлярову. Даже понимая правильность слов Григория, не будет мучится он и не изменит единожды принятого решения. Мелехов же с его тонкой душой понимает многое, от этого его сомнения, ощущение неправоты того и другого лагеря. И единственное, что мог сделать Иван Алексеевич пригрозить: «Ты такие думки при себе держи. А то хоть и знакомец и Петро ваш кумом доводится, а найду я против тебя средства. Поперек дороги нам не становись. Стопчем!»
Нравственные изменения происходят одновременно с быстрым старением Мелехова, и все окружающие его люди говорят и думают об этом с горечью и болью. «Ох, и постарел же ты братушка! — сожалеюще сказала Дуняшка. — Серый какой-то стал, как бирюк.» Замечает это и Аксинья: «Милый мой, Гришенька, сколько седых волос — то у тебя в голове.» Видит это и Мишатка: «Мишатка испуганно взглянул на его и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшном на вид человеке отца.»
После неторопливо умиротворенного «хорошо было смотреть.» звучит напряженное, доходящее до крика «и ни о чем не думать, стараться не думать ни о чем». Лексический и ритмический повтор приобретет необычайную психологическую выразительность. Григорий пытается утишить боль пережитого, словно уговаривает себя: «ну думать». Все изболелось в этом человеке, так много страдавшем, так жестоко ошибавшемся.
М. А. Шолохов — еще и мастер диалога, монолога. Речь его персонажей отражает особенности из жизненного уклада, среды, характеров. «На диалоге строятся незабываемые картины в «Тихом Доне». У Михаила Александровича диалог нельзя заменить, скажем, повествованием или описанием. У него нет того, чтоб он говорил за героев, даже очень близких ему, как-то вмешаться в их споры, от чего несвободны были многие художники. Здесь строгая объективность, установка на такое искусство, когда сами от себя говорящие образы становятся носителями идейного содержания».
«Посредством несобственно — прямой речи чаще всего выражаются мысли, чувства, протекающие в глубине сознания и часто им не осознанные, не выраженные в характерной индивидуально — речевой манере. Писатель как бы начинает говорить за героя, именно говорить, а не описывать, но так, что всегда ощущается подвижная, гибкая граница между повествователем и действующим лицом.»