Гуманистическая тема в рассказе М. Шолохова Судьба человека. О гуманизме размышляли писатели во все времена. В XX веке гуманистическая тема звучала и в произведениях, посвященных событиям Великой Отечественной войны. Война это трагедия. Она приносит разрушения и жертвы, разлуку и гибель. Миллионы людей осиротели в то время. Война бесчеловечна: ведь человек убивает человека. От него требуется быть жестоким и злым, забыть о нравственных законах и божьих заповедях. Возможно ли в такое время сохранить себя, свою душу, все то, что составляет человечность
любовь к людям, способность делать добро, отзывчивость и чуткость? Ответ на этот вопрос можно найти в рассказе М. Шолохова Судьба человека. Главный герой произведения шофер Андрей Соколов. Именно в его действиях находит свое отражение гуманистическая тема. Многое пришлось пережить рядовому солдату. Был он ранен трижды, попал в плен (кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука), все ужасы концлагерей (Били запросто для того, чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев.). Погибла семья
Андрея: Тяжелая бомба попала прямо в мою хатенку. Ирина и дочери как раз были дома не нашли от них и следа. Сына, последнюю радость и последнюю надежду героя, убивает немецкий снайпер аккурат девятого мая, в День Победы. От такого удара у Андрея в глазах потемнело, сердце сжалось в комок и никак не разжимается. Эти тяжелые беды и лишения стали для шолоховского героя настоящим испытанием испытанием на человечность. Его глаза, которые, как известно, являются зеркалом души, хоть словно и присыпаны пеплом, но все же в них нет ни мстительного человеконенавистничества, ни ядовито-скетического отношения к жизни, ни циничного равнодушия. Судьба исказнила Андрея, но не смогла сломить, убить в нем живую душу. Своим рассказом Шолохов опровергает мнение тех, кто считает, что стойкость, мужество не уживаются с нежностью, отзывчивостью, лаской, добротой. Наоборот, писатель считает, что только сильные и непреклонные люди способны проявлять человечность, словно это примета такого характера. Шолохов специально не показывает подробностей фронтового быта, лагерных мытарств, желая сконцентрировать внимание на изображении кульминационных моментов, когда характер героя, его гуманность проявляются наиболее сильно и ярко. Так, Андрей Соколов с честью выдерживает поединок с лагерфюррером. Герою удается, пусть даже на мгновение, пробудить в гитлеровцах что-то человеческое: Мюллер в знак признания его солдатской доблести (Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!) сохраняет Андрею жизнь и даже преподносит небольшую буханку хлеба и кусок сала. Но герой понимал: враг способен на любое коварство и жестокость, и в тот момент, когда вот-вот мог прогреметь выстрел в спину, в его голове мелькнуло: Засветит он мне сейчас промеж лопаток и не донесу ребятам этих харчей. В минуту смертельной опасности герой думает не о своей жизни, а о судьбе товарищей. Подарок Мюллера поделили без обиды (всем поровну), хотя и досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку. ну а сала — только губы помазать. И такой великодушный поступок шолоховский герой совершает не задумываясь. Для него это даже не единственно верное, а единственно возможное решение. Война бесчеловечна, поэтому возникают ситуации, которые требуют решений на грани жестокости и гуманизма, на грани дозволенного и недозволенного в обычных условиях. Такому испытанию нравственных принципов подвергся Андрей Соколов, оказавшись вынужденным расправиться с Крыжневым, чтобы спасти взводного курносенького мальчишку. Гуманно ли убийство человека? У Шолохова в сложившихся обстоятельствах удушение Крыжнева — предателя, руководствующегося принципом своя рубашка ближе к телу, имеет гуманистическую правомерность. Писатель убежден, что душевная отзывчивость и нежность, спсобность к деятельной (именно деятельной) любви, проявляемые Андреем Соколовым, когда он сталкивается с людьми добрыми, справедливыми, нуждающимися в его защите, — это и есть нравственная основа непримиримости, презрения, мужественной твердости (способности перешагнуть через нравственный закон убить) по отношению к жестокости и предательству, лжи и лицемерию, иалодушию и трусости. Именно поэтому, пытаясь убедить читателя в гуманности поступка Андрея, Шолохов создае образ товарища Крыжнева как исключительно отрицательный, стараясь вызвать презрение, ненависть к предателю мордастому, толстому мерину. И после убийства Андрею стало нехорошо, страшно захотелось руки помыть, но только потому, что показалось ему, будто какого-то гада ползучего душил, а не человека. Но герой совершает и истинно гуманистический и гражданский подвиг. Он усыновляет маленького оборвыша, малышку сироту: Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать. Исказненный, искалеченный жизнью Андрей Соколов свое решение усыновить Ванюшку не пытается мотивировать философски, для него этот шаг не связан с проблемой нравственного долга. Для героя рассказа защитить ребенка — это естественное проявление души, желание, чтобы глаза мальчика оставались ясными, как небушко, а хрупкая душа не потревоженной. Всю свою неистраченную любовь и заботу дарит Андрей сынишке: Пойди, милок, поиграйся возле воды Только гляди, ноги не промочи! С каким умилением он смотрит на его голубые глазенки. И сердце отходит, и становится радостно на душе, что и словами не скажешь! Усыновив мальчика, который никому не нужен, но в чьей душе оставалась надежда на добрую долю, Соколов сам становится олицетворением неуничтожимой человечности мира. Таким образом, в рассказе Судьба человека автор показал, что несмотря на все тяготы войны, личные утраты, люди не зачерствели сердцем., они способны делать добро, стремятся к счастью, любви. Рассказ написан о событиях военного времени, поэтому гуманистическая тема приобретает своеобразную окраску и звучание. Герой произведения это русский солдат, ничем не отличающийся от миллионов людей его поколения. Шолохов не награждает Андрея Соколова ни исключительной биографией(жизнь моя была обыкновенная), ни качествами выдающейся личности. Тем самым автор подчеркивает величие всего русского народа, способного перенести любые трудности, не забыв о милосердии и гуманизме.