В романе Поднятая целина мир животных это как бы продолжение и отражение мира людей. Изначально, в крестьянском быту, животные это помощники и сотрудники человека, их ждут, о них мечтают, выхаживают, как детей, ими гордятся. Перечитаем, как вспоминает Кондрат Майданников о рождении своего первого в хозяйстве быка, помогшего ему выбиться из горькой нужды, как рассказывает Яков Лукич Островное о своей кобылке от племенной матки. Чувствуется, что речь идет о самом дорогом и близком для этих людей. Но с приходом в хутор Гремячий Лог коллективизации
все меняется. Необходимость расстаться с кровным, нажитым, с тем, что было как бы продолжением твоих рук, с теми, кого ты кормил и кто кормил тебя, оборачивается крушением мира для казаков. И как бы в предчувствии конца света они начинают уничтожать самое дорогое, что имели, жизни без чего не мыслят. Уничтожают тех, на кого от века не поднималась рука крестьянина, стельных коров и овец, молодняк, не вошедший в силу и крепость, даже рабочий скот. Такое может происходить только в том случае, если крестьянин не рассчитывает жить дальше. Сцены резки скота в романе несут на себе отблеск коллективного самоубийства. Классовая борьба,
затронувшая крестьян, распространяется и на животных. Раскулаченные кобели, по выражению деда Щукаря, наводняют хутор. Мы не знаем списка раскулаченных в Гремячем Логе, но цифры собак, потерявших хозяев в результате раскулачивания, которых Щукарь предлагает пустить на шкуры, приводят в содрогание. Раскулаченные коровы не дают молока колхозным дояркам, во всяком случае, доятся гораздо хуже, чем у своих бывших хозяев. Тут и выясняется, что догляд и уход за животными в колхозе гораздо хуже, чем был у хозяев. Животные в мире романа как бы равноправны человеку. Дед Щукарь на полном серьезе воюет с бывшим кулацким козлом Трофимом, а потом выясняется, что он любит его тоже на полном серьезе. Кулацкая кобылка участвует в споре-схватке Давыдова с Устином Рыкалиным. Андрей Раз-метнов объявляет войну котам и кошкам, разоряющим голубиные гнезда, а Макар Нагульнов всерьез занимается устроением петушиного хора, да еще соглашается ценить пение петухов только по классовому признаку, заявляя, что если бы так красиво и мощно пел не петух Майданникова, а какой-нибудь кулацкий петух, то он его и слушать не стал бы. У образов животных есть и еще одна функция. Они как бы проявляют человеческую сущность и стремления человека, составляя с образами людей как бы развернутые сравнения. Таков образ волка в романе. Враги колхозного строя постоянно сравниваются с волками, но сам грозный зверь в романе появляется в виде. щенной волчицы с отвисшими сосцами. Половцев в сцене резки овец у Якова Лукича очень напоминает волка, но повторяющаяся деталь образа Андрея Разметнова злобноватые глаза приводит на ум то же сравнение. Загнанные на колхозной работе, запаренные правленческой быстрой ездой жеребцы не обращают внимания на кобыл, о которых рассказывает дед Щукарь, напоминают Давыдова и Нагульнова, которые так и погибнут бездетными, вечно запа