Трагедия гражданской войны в романе Шолохова «Тихий Дон»
Советская власть принесла с собой величайшую трагедию всего российского народа — Граждане — кую войну. Эта война не оставила в стороне никого. Она разъединила лучших друзей, родных, заставила их убивать друг друга, искалечила человеческие судьбы и души.
События Гражданской войны в России вызывали у ее участников прямо противоположные отклики, они винили друг друга, учили ненавидеть и карать. Когда «года минули, страсти улеглись», начали появляться произведения, которые стремились показать события войны объективно, внушить читателям
Шолоховский роман «Тихий дон» по тональности существенно отличается от «Донских рассказов», созданных автором «по горячим следам» событий Гражданской войны. Взвешеннее здесь оценки, мудрее автор, объективнее повествование.
В романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» показан один из эпизодов этой страшной бойни — война на донской земле. Шолохов не случайно начинает роман с показа мирной жизни на Дону задолго до трагических событий: войны и революции. Он как бы стремится поделиться с нами теми мелкими подробостями быта казачьего хутора
Издавна жили казаки привольно на Дону: занимали землю, сеяли хлеб, воевали с татарами и турками, были надежной опорой русским царям, сражались за них и за державу. Конец этой жизни описывает в первых книгах «Тихого Дона» Шолохов. Веселую, радостную, полную труда И приятных забот жизнь казаков прерывает Первая мировая война. И с ней безвозвратно рушится вековой уклад. Хмурые ветры задули над донскими степями. И все же воевать — дело для казаков привычное, совсем другое дело революция. Казачество оказалось против своей воли втянутым в эту братоубийственную войну и разделилось на два лагеря. Все казаки, по существу, хотели одного и того же: работать на своей земле, воспитывать детей, заниматься хозяйством, а не воевать. Но не нашлось той силы, которая могла бы объяснить им это. Гибнут и мучаются люди на Дону, под влиянием событий разрушаются не просто социальные связи в хуторе, постепенно рушатся нравственные устои. И прежде всего это отражается на тех, кто не воюет и не рвется к власти, кто в эти трудные годы мужественно противостоит ударам судьбы и стремится сохранить домашний очаг, детей как непреходящую, общечеловеческую ценность. Гибнет в «отступе» Пантелей Прокофьевич Мелехов, «расказачивают» Мирона Григорьевича Коршунова. Один на один с жестокой судьбой ведет поединок Наталья. Григорий не лукавит перед женой, честно признается: «Трудно мне, через это и шаришь, чем забыться: водкой ли, бабой ли». Наталья не прощает мужу измен, думает о детях, о семье. И в итоге становится ясно, что больше всего ; о будущем думали не белые и красные, а жены и матери, которые вопреки горю, войне и изменам продолжают человеческий род, готовы понять и простить многое.
Люди в ходе войны ожесточаются все больше и больше, а ее описание в романе становится все более страшным. Красные первыми начинают убивать пленных — белые отвечают; расправы, бесчинства и грабежи становятся обычным дел ом-на захваченных территориях. Мы видим, как в этих условиях на сторону белых переходит только что сформированный красными Сердобский полк. Он был укомплектован крестьянами Саратовской и Самарской губерний, среди которых «идет брожение на почве тягот, которые несут их отцы от продразверстки». В тяжелое время войны были нередки случаи такого «брожения», поиска лучшей жизни. Люди метались, переходили от красных к белым, и наоборот. Но тяжело было всем.
Богатырев обещал командиру Сердобского полка, что. насилия и самоуправства над солдатами никакого не будет, что будут исполнены все просьбы сердобцев. Но белые слова не сдержали, а повели себя сначала так, как будто они захватили в плен этот красноармейский полк. «Нечего в похоронки играть! Шкодили тут на нашей земле, да ишо какие-то там условия выдумляешь! Нету промеж нас никаких условий! Па-нят-на?!» — орет Богатырев. Оружие белые им все-таки оставили — побоялись — но с сердобцами обращались как с пленными: грабили, попрекали их, обходились с ними грубо и жестоко.
Но самая страшная участь ждала 25 коммунистов этого полка, в числе которых находился и Иван Алексеевич. Их погнали под конвоем через родной хутор. С ними обращались, как со скотом: били, оскорбляли, не давали воды и только, сжалившись, дали напиться из корыта. Шолохов показывает, что ожесточение и озлобление людей достигло предела, все старые нити, которые связывали людей до войны, были разорваны. Хуторяне пытались растерзать, убить пленных, плевали на них, унижали, а ведь эти красноармейцы не были им чужими людьми.
Гражданская война самое ужасное, что может быть в истории, считает автор, ведь даже на германской войне Валет отпустил австрийца, пожалел его, русские и немецкие солдаты устав воевать, братались. Гражданская война до того выхолащивает людей, что даже бабы выходят с копьями, чтобы бить ими коммунистов, а Дарья убивает своего кума.
Но коммунисты держатся достойно, автор в эти тяжелые минуты симпатизирует им. «Что же, братцы, умели мы воевать, надо уметь и помереть с гордостью.» — говорит Иван Алексеевич.
Шолохов в своем романе показывает бесчинства как с той, так и с другой стороны, он стоит над красными и белыми. Одной правды нет ни у кого. Все они по-своему не правы в убийстве своих братьев, сестер, хуторян, друзей. В этом и заключается трагедия Гражданской войны.