Значение стихотворений Юрия Живаго в романе Б. Л. «Доктор Живаго»
Вчитываюсь в стихотворения Юрия Живаго в романе Пастернака «Доктор Живаго» и не перестаю восхищаться ими. Удивительно, что, живя в эпоху сильных социальных изменений, которые подчас были слишком жестокими и несправедливыми, герой романа сохраняет свою душу. На мой взгляд, как личность, Юрий Живаго больше всего раскрывается в своем творчестве, в своих стихотворениях. Важно заметить, что герой, как человек нравственно и морально богатый, в своих произведениях затрагивает самые различные темы.
Но все они, на мой взгляд, самым особым образом
В нем проявляется сознание неотвратимости крестного пути как залога бессмертия: Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку.
Лирический герой чувствует всю сложность своего существования и считает, что многое в его жизни неизбежно,
Вообще, цикл напоминает некий календарь, который начинает свой отсчет с весны, марта месяца: Солнце греет до седьмого пота, И бушует, одурев, овраг. Как у дюжей божницы работа, Дело у весны кипит в руках. Создавая стихотворения от имени своего героя, Пастернак обрел новую свободу и глубину лирического самовыражения. Эти произведения лишены биографической узости, которая была свойственна ранней поэзии Пастернака.
Поэт считал, что Юрий Живаго «должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским». Все это, конечно же, позволило во многом расширить круг тем. Это, в первую очередь, относится к стихотворениям евангельского цикла, которые написаны с точки зрения прямого свидетеля событий священной истории. Таковыми являются стихотворения, объединенные названием «Магдалина». В первом из них рассказывается о падшей женщине, которая только начинает понимать свою греховность: Чуть ночь, мой демон тут как тут, За прошлое моя расплата.
Придут и сердце мне сосут Воспоминания разврата… Во втором стихотворении Магдалина выступает как провидица, которая знает будущее Иисуса: Брошусь на землю у ног распятья, Обомру и закушу уста. Слишком многим руки для объятья Ты раскинешь по концам креста. Читая строки этого стихотворения, становишься невольным свидетелем этих событий: слишком реальна и жива созданная Юрием Живаго картина.
Также в стихотворном цикле Живаго затрагивается тема любви. Любовь для лирического героя — самое сильное и противоречивое чувство. Вчитываясь в строки стихотворений, чувствуешь какое-то непонятное и необъяснимое счастье: Как будто бы железом, Обмокнутым в сурьму, Тебя вели нарезом По сердцу моему.
Совершенно другое по эмоциональному состоянию стихотворение «Разлука», в котором лирический герой повествует об уходе любимой женщины: С порога смотрит человек, Не узнавая дома. Ее отъезд был как побег. Везде следы разгрома. «Ее отъезд» разрушил все мечты героя. Именно оттого «следы разгрома» не только в мире окружающем, но и в душе лирического героя. И мы убеждаемся, что внутреннее страдание намного тяжелее: И вот теперь отъезд, Насильственный, быть может!
Разлука нас обоих съест, Тоска с костями сгложет. Таким образом, в стихотворениях Юрия Живаго нельзя выделить какую-нибудь доминирующую тему. Лирического героя интересует и волнует все, что является главными составляющими жизни любого человека.