Роль автора в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Пушкин и Гоголь явились новаторами в русской литературе. По-новому они решили и вопрос роли автора в своих произведениях. Так, в романе Пушкина «Евгений Онегин», наряду с главным героем Евгением Онегиным, живет и действует образ автора. Это полноценный герой, потому что на протяжении поэмы этот образ раскрывается и развивается в лирических отступлениях, а также в самом сюжете. Мы узнаем о прошлом этого персонажа, его мысли по поводу всего, что происходит вокруг, наконец, его отношение к Евгению Онегину.
Именно с главным героем поэмы связано
Один из них — сближение с героем через общих знакомых. Но по мере развития сюжета все больше намечаются различия между автором
Для автора же — это радость молодости, радость общения, радость увлечений. Одно из самых серьезных различий между героями — это отношение к чувствам, в частности, отношение к любви. Мы помним, что для Онегина этого чувства не существует. Автор же способен испытывать глубокие, сильные чувства, способен любить, страдать, разочаровываться и вновь верить: Я помню море пред грозою: Как я завидовал волнам, Бегущим бурной чередою С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами Коснуться милых ног устами! Автор и Онегин — ведущие мужские образы романа. Между этими персонажами очень тесная связь. Они проходят через все произведение в сопоставлении и сравнении. Это помогает не только глубже раскрыть образ Онегина, но и в полной мере проявиться душе автора.
Все вместе это составляет портрет эпохи и позволяет назвать «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни». Авторский взгляд в «Мертвых душах» Гоголя постоянно вступает в спор не только с представителями Чичикова, но и с нашим отношением к жизни и литературе. Гоголь хочет сказать в своей книге «горькую правду», вывести людей из забвения, в которой «спит ум». В лирическом отступлении в десятой главе «Мертвых душ» Гоголь пишет о том, что делает героем современной эпохи «подлеца», и уже в этом сказывается представление Гоголя о низменности, приземленности современной ему жизни. Писатель считает, что быт заслонил от современного ему человека великие вопросы, что «тысяча… мелочей…кажутся только тогда мелочами, когда внесены в книгу, а покамест обращаются в свете, почитаются за весьма важные дела».
Гоголь видит в себе «историка предлагаемых событий». О ничтожных людях и нелепых событиях Гоголь пишет обстоятельно, так как именно «дрязг жизни», с точки зрения писателя, заполняет жизнь современного человека. Текст «Мертвых душ» пестрит скрытыми цитатами из Пушкина.
Образ Руси-тройки напоминает «гордого коня» в «Медном всаднике». Сходны даже вопросы, обращенные к символистическому образу Родины «Русь, куда ж несешься ты, дай ответ!» — «Куда ты скачешь, гордый конь?». Таким образом, роль автора в указанных произведениях обладает как сходствами, так и различиями. В «Евгении Онегина» автор — полноценный герой, включенный в повествование, сюжетные ходы.
В «Мертвых душах» автор проявляется лишь в лирических отступлениях, поэтому можно сказать, что он более лиричен и эмоционален. Круг тем, затрагиваемых авторами романов, близок. Гоголь опирается на традиции Пушкина, в чем-то соглашаясь с ним, а где-то и споря.
В любом случае можно сказать, что образ автора — важный персонаж как «Евгении Онегине», так и в «Мертвых душах». Без этого героя проблематика и идейное содержание романов была бы неполной, нераскрытой до конца, незавершенной.