Стихотворение А. А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»
Любовная лирика Фета — это та область творчества поэта, в которой нашли отражение его жизненные впечатления. Л. Озеров писал: «Любовная лирика Фета — самая воспаленная зона его переживаний…» Тема любви ярко прозвучала в относящемся к поздней лирике Фета стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…». Это стихотворение было написано 2 августа 1877 года.
Оно посвящено непосредственно музыке и пению, и поэтому автор относит его к циклу «Мелодии». Стихотворение «Сияла ночь…» было создано поэтом под впечатлением
В эпизодах толстовского романа и в стихах Фета мы можем услышать звуки ее пения: Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнию твоей. Для Фета лирическая героиня — земное воплощение красоты жизни, ее высокого «звука». В данном стихотворении
Стихотворение переполнено чувствами автора. В нем заложена сила лирического переживания, и в какой-то степени автор даже укоряет себя за то, что он долгое время не мог найти себе места, не мог думать ни о чем другом, кроме Т. А. Берс: Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной… Для Фета любовь есть единственное содержание человеческого бытия, единственная вера.
Порыв страсти чувствуется в стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…».
В начале стихотворения тихая картина ночного сада контрастирует с бурей в душе поэта: Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнию твоей.
Природа и любовь взаимосвязаны в стихах Фета. Эти понятия родственны, и они выражают сущность бытия. Когда эти понятия сливаются в единое целое, рождается первозданная красота. Очень выразительно начало стихотворения: «Сияла ночь». Это оксюморон, ведь ночь — темная, черная, данный стилистический прием подчеркнут инверсией: сказуемое предшествует подлежащему.
Это необычайная ночь, праздничная, светлая от луны. А. А. Фет — певец ночи, изнутри осветленной, гармонической, дрожащей мириадами огней. «Сияла ночь» — типично фетовское словосочетание. Гостиная в стихотворении — продолжение сада: «Лежали лучи у наших ног в гостиной без огней». Первая строфа не столь четко определяет мотив воспоминания давно минувшего чувства. Стихотворение «Сияла ночь…» наполнено звуковыми повторами.
Они воспринимаются Фетом, как явление прекрасного в поэзии. Сонорные в русском языке, в частности «р» и «л»,- самые звучные, певучие согласные. Именно на повторных сонорных строится в стихотворении звуковой образ, и он поддерживает, подчеркивает образ живописный.
Стихотворение «Сияла ночь», как и многие другие стихотворения Фета, отличаются стройностью тона и стройностью композиции. Одно вытекает из другого, последующее продолжает и развивает предыдущее. Лирическое повествование идет с нарастанием: нарастает чувство к смысловому итогу. Такого рода стиховые композиции производит особенно сильное впечатление.
Пережив настоящую любовь, Фет тем не менее не опустошен, и всю свою жизнь он хранил в памяти свежесть своих чувств и образ любимой. А мотив страдания, слез, плача, рыдания обостряет чувство жизни и красоты: Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна — любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. В стихотворении часто повторяется слово «любовь» и «любить», что говорит о главной теме произведения. Любовь — это жизнь, и нет ничего на свете важнее этого чувства. Желание любить подчеркивается рефреном: «Тебя любить, обнять и плакать над тобой».
Время в стихотворении психологизируется: выделены моменты истинного бытия, их немного, в отличие от «томительных и скучных» лет. Заключительные строфы стихотворения содержательно и композиционно значимы. Последняя строфа композиционно параллельна второй, содержащей поэтическую идею: Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой! Построенная на отрицании строфа заканчивается дословным повтором второй строфы.
Изменился лишь знак препинания: точка уступает место восклицанию. Раскрытый рояль, дрожащие струны, раскрытые сердца — метафорическое значение слов явно вытесняет номинативное. Автор использует олицетворение: «летали лучи». Он одушевляет природу. Стихотворение «Сияла ночь.
Луной был полон сад. Лежали…» написано шестистопным ямбом, четверостишиями с чередованием женских и мужских рифм. Стихотворение написано длинными строками, с обилием вокализмов: «Ты пела до зари, в слезах изнемогая…».
Эти длинные строки звучат протяжно, как будто поются. Стихотворение очень мелодично. Не случайно многие стихи Фета стали прекрасными романсами, в частности «Сияла ночь.
Луной был полон сад. Лежали…». Стихотворение А. А. Фета послужило прекрасным материалом для романсов многих русских композиторов: Чайковского, Рахманинова… По свидетельству Салтыкова — Щедрина, романсы Фета «распевает чуть ли не вся Россия».
Современный исполнитель, бард Александр Суханов в одной из своих песен цитирует прекрасные фетовские строки: «Сияла ночь. Луной был полон сад». Поэтический мир стихотворения романтичен и самобытен.
Это произведение — необыкновенная мощь проникновения в стихию чувства любви. Любовная лирика А. А. Фета дает возможность глубже понять его общефилософские, а также эстетические взгляды, заглянуть в мир его души и переживаний. Хочется снова и снова обращаться к его мелодичным стихам, наполняться ими, впускать в душу эту немудреную красоту, становиться лучше, богаче и чище духовно от высокого общения с творениями мастера.