Женские образы в произведениях И. С. Тургенева
И. С. Тургенев — непревзойденный мастер по созданию женских образов. Глубоко в мое сердце вошли Елена Стахова , Ася , Лиза Калитина . Запомнились и женские образы Одинцовой из романа «Отцы и дети». Одинцова — дочь дворянина, проигравшегося в карты, спившегося в деревне и оставившего двум дочерям крохи бывшего состояния. В двадцать лет Анна Сергеевна должна была вести самостоятельную жизнь и отвечать за воспитание младшей сестры Кати.
Замуж Анна Сергеевна вышла за пожилого и богатого человека не по любви, а по расчету. Овдовев, сделалась
Оказалось, что героиня не теряла времени в уединении: читала хорошие книги и могла говорить о медицине, гомеопатии, ботанике. «Часа три с лишним длилась беседа». Любопытство Одинцовой переросло в заинтересованность Базаровым. Прощаясь, она приглашает его и Аркадия к себе в Никольское.
Анна Сергеевна, очевидно, благоволила к Базарову. Он «поразил воображение Одинцовой, он занимал ее, она много о нем думала». В его отсутствие она не скучала, не ждала его, но появление тотчас оживляло ее. Она как будто хотела его испытать и себя «изведать».
Интерес к чему-то новому в ее чувствах и боязнь этого нового лежат в основе отношений Анны Сергеевны к Базарову. Он нравился героине отсутствием кокетливости и пошлости, резкостью и точностью суждений. В то же время Базаров «сердил и оскорблял ее вкус, ее изящные привычки». Она чувствовала пропасть между собой и демократическим дикарем, однако сила его натуры увлекла Анну Сергеевну. Любопытство перешло в заинтересованность, заинтересованность — в увлечение, которое могло бы вырасти в любовь.
Но жилось ей легко, а «сквознячков» она боялась. Анне Сергеевне не хочется отпускать от себя Базарова. Ей удалось вызвать Евгения на откровенный разговор, во время которого он признается ей в любви. Но Одинцова испугалась его сильного и страстного порыва, ибо более всего на свете любила покой. «Нет, не решила она наконец, — бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете.» Базаров же был человеком чужого и чуждого ее мира, бедняком, демократом, вкусы и политические убеждения которого расходились с ее вкусами, привычками и взглядами.
С покоряющей задушевностью нарисовал Тургенев Арину Власьевну, мать Евгения Базарова, совсем отличную по характеру, душевному складу, образованию и положению от Одинцовой. Но добрая, естественная, простая эта женщина вызывает меня теплые чувства. Она стыдливо прячет перед сыном свою трепетную заботливость. Арина Власьевна — «кругленькая, низенькая старушка» с «пухлыми ручками», набожная, чувствительная, верящая в приметы, гадания, заговоры, сны. Все это рисует образ «настоящей русской дворяночки прежнего времени», которой следовало бы жить «лет за двести, в старомосковские времена».
Но она покоряет своей добротой, искренностью. Именно такие люди были залогом нравственности и душевной чистоты. Совсем противоречивые чувства испытываю к «нигилистке» Кукшиной, которая пошло подражает «новым людям». Она, в мужских штанах, с сигаретой во рту, громким голосом, в неубранной комнате, вызывает не только недоумение, но и отвращение.
Помещица Кукшина, твердящая об эмансипации, называет себя ученицей Базарова. Эта мнимая «нигилистка» усвоила только внешнюю сторону дела, рьяно пропагандируя новые взгляды и доходя до абсурда в своих убеждениях. Она — пародия на нигилистов. Также мне запомнились Фенечка и Катя.
Первая застенчивая, добрая, стеснительная, беспредельно любящая Николая Петровича, которая покоряет силой материнского чувства. А Катя, на первый взгляд, кажется тихой и незаметной, но оказывается сильной натурой. Она хорошо разобралась в Кирсанове, подружилась с ним, незаметно прибрав его к рукам и составив его семейное счастье, руководит каждым его шагом.
Очень интересные и разнообразные образы создал Тургенев в своем романе «Отцы и дети», у каждого из которых есть своя индивидуальность и свое мировоззрение, что и привлекает читателя.