Художественные особенности поэзии А. Т. Твардовского
Когда речь заходит о поэзии Александра Твардовского, в первую очередь вспоминаются слова: «Вот стихи, а все понятно, все на русском языке». В своем творчестве Твардовский перенял традиции русской классики — Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Все творчество этого поэта можно разделить на несколько этапов.
Оно разнообразно в тематическом и жанровом отношении. Ранняя лирика Твардовского посвящена теме природы. Только сельский житель, выросший в деревне, любящий малую родину, тонко чувствующий запахи земли, ветра, трав, может так просто
И хотя земля устала, Все еще добра, тепла: Лен разостланный отава У краев приподняла… Создается впечатление присутствия в деревне. Надо обладать чутким зрением, чтобы увидеть, как отава — трава, выросшая под осень на месте скошенной, — приподняла лен, расстеленный для сушки.
Мы охотно верим поэту, своими глазами видевшему все «мелочи» сельской жизни, неоднократно перечувствовавшему осеннюю прелесть природы. В 30-е годы большая часть стихотворений поэта являются
Зачастую мы не встретим здесь лирического героя, либо он присутствует в роли эпического персонажа. Нет здесь и метафорической образности, необычных ритмов, сложных композиционных приемов. Все стихотворения, созданные до Великой Отечественной войны, объединены под названием «Сельская хроника».
Но Твардовский писал не только о труде, но и о любви . Здесь явно звучит голос лирического героя, появляется диалогическая речь. Отношения влюбленных немного наивны, а рассказчик добр даже к более удачливому сопернику: Пусть он смелый, Пусть известный, Пусть еще побьет рекорд, Но и пусть мою невесту Хорошенько любит, Черт!.. В годы Великой Отечественной войны Твардовский пишет великолепнейшее произведение, памятник русскому солдату, — поэму «Василий Теркин». В образе Васи Теркина воплощены главные черты русского национального характера. Произведение ценно не только с точки зрения идеи, но и в художественном плане.
Поэт создал новую оригинальную форму. Определение жанра как «книги» дало возможность автору вольно изображать картины боев и мирной жизни, бегло, как в очерке, вводить новых героев, массовые сцены перемежать с характеристиками героев. Композиция поэмы также оригинальна.
Четкой хронологии в ней нет, просто показываются отдельные периоды военного времени. В «Книге про бойца» много лирических отступлений, поэтому мы можем назвать ее лиро-эпической вещью. Обращается Твардовский здесь и к фольклорным традициям. В послевоенные годы Твардовский в поэмах и стихах поднимает тему памяти о страшных событиях 1941-1945 гг. В этот период в его произведениях проявились характерные для поэта гражданственная публицистичность, историзм, философская глубина.
В 1950-1960 годы Твардовский работает над поэмой «За далью — даль». Для нее он выбрал форму путевого дневника: на поезде «Москва — Владивосток» путешественник-пассажир просто заносит в путевую тетрадь все, что видит из окна вагона. Такое направление сюжета не ново в русской и зарубежной литературе. Здесь возникает тот же образ дороги, который брал за основу когда-то А. Н. Радищев , Н. А. Некрасов . Свободное построение поэмы дает возможность включить в текст множество тем и проблем — в своих рассуждениях повествователь уходит то в страну детства, то в военные годы, то размышляет о сегодняшнем дне страны.
Основная же дорожная магистраль — это магистраль духовная, связанная с судьбой Родины, с ее историей, с характерами отдельных людей, с радостями и печалями народа. В 1960-е годы Твардовский возвращается к теме памяти о войне: Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны. В том, что они — кто старше, кто моложе,- Остались там. И не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь,- Речь не о том, но все же, все же, все же…
Традиционно для поэтики Твардовского строки здесь построены просто, прозаически, нет сложных метафор, сложных образных выражений, но душевное переживание остро чувствуется именно в этой простоте и прозрачности. За сорок шесть лет творческой работы Александром Твардовским созданы не только стихи и поэмы, но и очерки, фронтовые записки, статьи. В художественном отношении он во многом следовал традициям русской классической литературы.
В произведениях Твардовского мы не найдем «приукрашенности», сложных аллегорий, глубокой метафоричности. Его художественное слово отличается простотой и искренностью. Не все удалось блестяще выразить Твардовскому в своем творчестве.
Жанр лирики хуже давался поэту. Но он прав в главном: то, что «знал лучше всех на свете», он выразил в основном честно и художественно убедительно, не «передоверяя» никому.