Сочинение Давайте поспорим, Базаров! Сочинение по роману Отцы и дети
Чьи же это слова? Кому они принадлежат? Кто этот человек, который может так уверенно говорить? Передо мной Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Этот роман был создан автором в 1860 году. Создавался он в пору подготовки и проведения крестьянской реформы, в условиях дальнейшего обострения борьбы между противодействовавшими силами русского общества — либералами и демократами. Роман в целом и главный герой — демократ-разночинец Базаров — явились, по определению самого автора, «выражением новейшей нашей современности».
Роман
Страница за страницей я знакомлюсь с главным героем романа — Евгением Базаровым, с его биографией, с его характером, с его занятиями, с его взглядами. Что ж, Евгений, вы мне симпатичны. Мне нравится ваша самостоятельность, упорство в достижении цели.
Детство ваше прошло в бедной семье уездного лекаря.
Автор ничего не говорит о вашей студенческой жизни, но надо полагать, что она тоже была бедной, трудовой. Ваш отец говорит, что вы у него «отроду лишней копейки не взяли». Вероятно, Евгений, вы содержали себя в университете собственным трудом, перебиваясь
И в то же время находили возможность серьезно готовить себя к будущей деятельности. Из этой школы труда и лишений вы, Евгений, вышли человеком сильным и суровым. У вас можно поучиться.
Меня привлекает ваше отношение к труду. Приехав на отдых в усадьбу Кирсановых, вы тотчас же принимаетесь за работу: собираете гербарий, занимаетесь различными опытами и анализами.
Прослушанный вами курс медицинских наук развил природный ум, отучил принимать на веру какие бы то ни было понятия. Опыт — вот ваш единственный источник познания, а личное ощущение — последнее убеждение. Мне нравится ваша смелость в суждениях, ваши мысли о переустройстве общества, критика суеверий и предрассудков.
Как уверенно заявляете вы: «Аристократизм… либерализм… сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны». Меня привлекает ваша манера говорить.
Речь, лишенная каких бы то ни было словесных украшений, множество пословиц и поговорок: «Шила в мешке не утаишь», «Бабушка надвое сказала». Говорите вы много и просто, но мысли выражаете с суровой и мужественной прямотой, без всякой уклончивости, не вынуждая себя к притворству. Все это дает основание говорить о вашем подлинном демократизме, о близости к народу, о силе ваших убеждений, о том, что вы действительно новый человек. И в то же время я готова с вами поспорить.
Итак, что же вы отрицаете?
Вы сами ответили на этот вопрос: «Все!» А что «все»? Конечно, отрицание самодержавия, крепостного права — это похвально. Отрицание всего того, что порождено «безобразным состоянием общества», — народной нищеты, бесправия, темноты, невежества.
Я с вами вполне согласна. Ведь такое отрицание носит, бесспорно, революционный характер и поэтому, говоря словами Тургенева, если вы называетесь нигилистом, «следует читать революционером». А дальше?
Что же вы отрицаете дальше? Любовь? Любовь в смысле идеальном вы называете «белибердой», «непростительной дурью».
Как же вы заблуждаетесь! Во все времена человек слагал песнь своего сердца, вечную песнь любви. Я могу привести вам в доказательство множество высказываний великих людей разных времен о любви, которые, увы, будут не в вашу пользу… «Кто не знал любви, тот все равно, что не жил» . «Любовь — творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого» .
А ваше отношение к женщине? Как неуважительны ваши высказывания: «свободно мыслят между женщинами только уроды». И именно поэтому вы уже не хотели допустить свободы мысли в женщинах.
Я долго раздумывала над тем, было ли ваше чувство к Одинцовой настоящей любовью. Да, эта женщина сумела вырвать у вас слова признания: «так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно… Вот чего вы добились».
Мне кажется, что от такого человека, как вы, сильного и волевого, подобные слова просто так не услышишь.
Да, вы любили ее. Но не хотели себе в этом признаться, потому что боялись чувства любви, так внезапно захлестнувшего вас. Конечно, вы, Евгений, человек дела. И любовь, как вы, наверное, считали будет только мешать вам. Поэтому, не соглашаясь с вами, я вас немножко и понимаю.
Не согласна с вашим отношением к искусству: «Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше». Как вы можете так думать! Творениями русских художников, поэтов, музыкантов всегда восхищались и поныне восхищаются люди всего мира.
Хотя и здесь я могу вас в чем-то оправдать. Вы жили в такое время, когда искусство не было достоянием народа. И увлечься им, по-вашему, это значит «отойти от дела».
Но вы неправы. «Искусство — это самая большая радость, которую человек доставляет самому себе», — сказал Писарев.
Очень жаль, что вы не успели это понять. Вы, Евгений, материалист. Но в ваших взглядах есть элементы поверхностного, грубого материализма.
Вы отождествляете законы природы и человеческой жизни.
Вы считаете, что у всех людей нравственные качества одни и те же, потому что «у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, печень одинаково устроены». В этом ваша большая ошибка. Природа… С одной стороны, вы, как человек, увлекающийся естественными науками, любите и понимаете ее.
А с другой… «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
Что ж, вроде бы правильно говорите. Человек может и должен покорить грозные силы природы, заставить их работать на себя. Но в то же время, как можно не восхищаться красотой наших лесов, лугов, степей! Люди с теплотой и любовью выращивают миллионы роз, гвоздик, тюльпанов для того, чтобы любоваться ими.
Для того, чтобы они дарили нам радость и хорошее настроение. Непонятно мне ваше отношение к народу. Вы иногда говорите о мужиках так, что можно подумать, будто они вам безразличны.
Наверное, под влиянием настроения.
Вы ведь сами гордитесь тем, что ваш «дед землю пахал». Почему же в ваших взглядах так много противоречивого? Да и автор, создавший вас, считает, что «время Базаровых еще не пришло». И все-таки я еще раз говорю, что отношусь к вам с большим уважением. С болью читала я строки романа, из которых узнала о вашей нелегкой смерти.
Конечно, вам хотелось жить.
Ведь так жаль прощаться со своей жизнью, со своей мыслью, со своим делом. Но эта боль расставания с жизнью выражается в презрительном отношении к себе и к той нелепой случайности, которая погубила вас. И хотя в конце романа вы уже наделены мрачным пессимизмом, скептическим отношением ко всему, до последней минуты вы остались верным себе.
И я считаю вас личностью сильной, мужественной, несмотря на ваши заблуждения и ошибки.