Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Карамзина «Бедная Лиза»
Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?
Н. М. Карамзин
План
I. Актуальность повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» во все времена.
II. Истинные и ложные ценности в повести.
1. Труд, честность, доброта души — главные нравственные ценности семьи Лизы.
2. Деньги как главная ценность в жизни Эраста.
3. Истинные причины гибели бедной Лизы.
III. Жить по законам сердца — главный нравственный закон. Знаешь ли ты свое сердце?
Что заставляет нас обращаться к повести Н. М. Карамзина
Нас привлекают в повести прежде всего изображение общечеловеческих чувств и страстей: любви и коварства, верности и измены. Нас трогает судьба бедной Лизы, ее несчастной матери, и если мы не проливаем слезы над повестью, то лишь потому, что наш век отучил нас от подобного проявления чувств.
Н. М. Карамзин, писатель-сентименталист, считал главными общечеловеческими
Лиза и Эраст принадлежат разным сословиям, и нравственные ценности для них разные. Счастье семьи, в которой выросла Лиза, заключалось не в богатстве, не в знатности рода, а в трудолюбии, трогательной заботе членов семьи друг о друге, любви родителей и дочери. Они убеждены, что «лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром».
Оставшись без отца, Лиза помогала матери, и «чувствительная, добрая старушка, видя неутомимость дочери, часто прижимала ее к слабо биющемуся сердцу, называла божескою милостию, кормилицею, отрадою старости своей и молила бога, — чтобы он наградил ее за все то, что она делает для матери».
Идиллически спокойная жизнь семьи была разрушена встречей Лизы с молодым богатым дворянином Эрастом, человеком «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Простодушная старушка искренне полюбила нового знакомого Лизы. Она и подумать не могла, что их дружба закончится бедой — слишком верила в благоразумие дочери и благородство молодого дворянина.
Верила Эрасту и Лиза. «Ах, Эраст! — говорила она. — Всегда ли ты будешь любить меня?» — «Всегда, милая Лиза, всегда!» — отвечал он. И Лиза не требовала клятв, не сомневалась в искренности своего любимого. Природа наделила девушку самым богатым даром — умением любить. «Ах!
Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга!» — думает она, и слова эти буду подтверждены жизнью и смертью бедной Лизы.
Эраст полюбил молодую крестьянку, мечтал быть всегда с нею рядом. «Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, — думал он, — не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!» Наверное, он сам верил в это, но всегда ли человек является хозяином своему слову? Для Эраста главная ценность — деньги. Ради денег он играет в карты, ради денег собирается жениться без любви на богатой невесте, — ради денег он отказывается от своей любви.
Неграмотная крестьянка, Лиза оказалась благороднее, выше, лучше образованного дворянина Эраста.
Лиза не смогла вынести предательства Эраста, утопилась в пруду. Рассказчик оплакивает поруганную честь, загубленную жизнь Лизы, не ставя ей в вину ни излишнюю доверчивость, ни даже смертный грех самоубийства. Он приходит к Симонову монастырю, чтобы снова и снова вспомнить о плачевной судьбе девушки, прожившей свою короткую жизнь так, как подсказала ей любовь, не рассуждая, не рассчитывая, любя и прощая, как велело ей сердце.
В чем же истинная, глубинная причина гибели бедной Лизы? Прежде всего, в социальном, сословном неравенстве. У дворян и крестьян разные представления об общечеловеческих ценностях: для Эраста любовь — забава, предмет сентиментальных мечтаний, для Лизы — смысл жизни.
Автор заставляет нас и сегодня задуматься над несовершенством общества, в котором нравственные ценности подменяются материальными. Жить по законам сердца, считает Карамзин, — значит, жить в согласии с нравственным законом.
А кто знает сердце свое? Повесть заставляет задуматься о том, как чудесен Божий мир, как важно беречь самое дорогое наше сокровище — жизнь. Велик и прекрасен мир человеческих чувств, в нем хранятся великие богатства, но в нем же таятся опасности. Умеешь ли ты любить?
Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?