«Золотые зерна народной мудрости»

Программа литературного образования под редакцией Г. И. Беленького включает в себя много фольклорных произведений, рекомендованных для изучения на уроке и для внеклассного чтения. Обширный материал дает возможность не только познакомить детей с корнями национального искусства, но и раскрыть духовную близость народов мира, мудрость и эстетическое совершенство устного народного творчества.

Для урока нам потребуются: раздаточный материал; иллюстрации к сказкам, выполненные учащимися 5го класса для выставки; магнитофон, диск с записями

народной музыки; листочки для ответов; письменные принадлежности для каждой группы; декорации, костюмы для инсценирования сказок; куклы народного театра; жетоны разного цвета для оценивания ответов команд. Класс в начале урока разбивается на три группы; группа работает с одним из вариантов каждого задания.

I этап урока — теоретический
Задание 1

1. Продолжите фразу: «Народная сказка — это…» .

2. Постройте схему «Виды народных сказок».

3. Перечислите элементы сказки.

Задание 2

Узнайте название жанра устного народного творчества по определению.

1. Шуточная сказка или рассказ

комического содержания о неправдоподобных событиях, изображение невозможного в жизни как возможного.

2. Поэтическое замысловатое описание какоголибо предмета или явления, сделанное с целью испытания сообразительности человека.

3. Краткое мудрое народное изречение, содержащее поучительный смысл, которое является всегда законченным предложением, суждением.

II этап урока — практический
Задание 1

Отгадайте загадки.

1. Четыре брата друг за другом бегут, никак не догонят.

2. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала.

3. Кругла, а не солнце, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь.

4. Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу, в дупле на старом дубе орешки я грызу.

5. Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать.

6. Через речку лег, пробежать помог.

7. Хвост на дворе, нос в конуре, нос повернется, Дом отопрется.

8. Зубастый зверек грызет с визгом дубок.

9. Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит.

Задание 2

Продолжите пословицы.

1. Кончил дело — .

Береги платье снову, .

Гром не грянет — .

2. Что посеешь — .

Не зная броду — .

Глаза боятся — .

3. Без труда .

На зеркало неча пенять, .

Жизнь прожить — .

Задание 3

Узнайте героя и сказку.

1. «Выскочил , размахнулся дубинкой желез­ной — три головы, как кочаны, снес; размахнулся еще разок, еще три сшиб. Головы отрезал, под мост положил, туловище в реку столкнул. Пошел в избушку да и спать лег».

2. «Поутру зовет деток — детки нейдут. Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор».

3. «»Знаю я, где твоя жена. Она у Кощея Бессмерт­ного». И рассказала ему, как убить Кощея».

III этап урока — практический

1. Сочините сказку: «В некотором царстве, в некотором государстве…»

2. Сочините небылицу в стихотворной форме.

3. Составьте диалог для кукольного народного театра.

Завершается урок инсценировкой фрагмента сказки или пьесы «Петрушка Уксусов», подготовленной заранее .

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Золотые зерна народной мудрости»