Конспект урока для 5 класса на тему «Существительные одушевленные и неодушевленные»

Конспект учебного занятия

Город: Магнитогорск

МОУ «СОШ»№ 66

Учитель Сафина Аниса Мансуровна

Класс 5

Предмет Русский язык

Тема учебного занятия: Урок-путешествие. Существительные одушевленные и неодушевленные.

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Цели урока:

1) Формирование представления об именах существительных, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы;

2) Развитие умения различать существительные одушевленные и неодушевленные.

3)

Воспитание внимания, трудолюбия, интереса к урокам русского языка.

Оборудование: Карта путешествия

Учебный класс с демонстрационным проектором

Дидактические материалы: Презентация.

Ход учебного занятия.

Организационный момент.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствие учащихся и гостей. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и целей урока. Знакомство с картой путешествия.

Подготовка к уроку. Приветствие учителя. Прослушивание инструктажа: знакомство с картой путешествия.

— Начинаем путешествие.

Знания:

Знание правила поведения на уроке, подготовка к уроку;

Умения: Умение готовиться к уроку, умение сконцентрироваться на теме урока;

Методы: словесный

Формы: фронтальная

Работа в тетрадях. Путешествие.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель:

Предлагаю отправиться в путешествие вот на этом замечательном корабле

Но для того чтобы подняться на палубу корабля, необходимо сделать записи в бортовом журнале. Взяли тетради, ручки — записываем число.

ШЕСТОЕ ФЕВРАЛЯ

КЛАССНАЯ РАБОТА

-Вот мы и на палубе. Теперь вперед — покорять трудности, которые нам будут встречаться на пути.

!

Учащиеся записывают в тетрадях число.

«Остров Незнайки».

— Первая наша остановка — «Остров Незнайки».

Здесь нас ждет Незнайка. Он, как всегда, что-то не понял. Поможем ему?

Учащиеся выполняют задание.

— Давайте зачитаем выписанные вами словосочетания.

1 — В

2-В

Молодцы!

— Но Незнайка не знает, что же обозначают имена существительные и на какие вопросы отвечают?

— Правильно. По местам. Плывем дальше.

-Работа в тетрадях.

Задание: Из данных словосочетаний выпишите словосочетания типа:

1 вариант — «Сущ. + Прил.»

2 вариант — «Сущ. +Сущ.»

Во мгле холодной

Спускаться вниз

В синюю высь

Помощь другу

Спокойное море

Дневник матроса

Подниматься в гору

На борт корабля

«Остров Ошибок».

— Наш корабль приближается к острову «Ошибок».

— Но что это? Нас пытаются захватить пираты!

Они хотят нам помешать. Чтобы оторваться от них, нужно решить ребус и выполнить задание.

— !Проверяем: Зачитайте свои предложения.

Обратите внимание на свои записи. Каким членом предложения является слово у 1 варианта? А у 2 варианта?

? — Какой вывод можно сделать по этой работе?

— Плывем дальше.

Задание: Составьте и запишите в тетрадях предложения с данным словом по схемам, подчеркните слово АКУЛА как член предложения.

1 В —

2 В —

(Пример:

1. Огромная акула плывет в океане.

2. Мы поймали огромную акулу.)

Остров «Кто? Что?».

— Мы приближаемся к острову «Кто? Что?». На нем живут два добродушных веселых дельфина. Одного зовут — КТО, а другого — ЧТО. Они очень любознательные. Хочется им узнать как можно больше об имени существительном.

-Поможем им?

Знакомятся с жителями острова, выполняют задания.

Задание: распределите имена существительные в два столбика:

КТО? ЧТО?

Кит, берег, брызги, чайка, дно, акула, матрос, небо, звезды, океан, море, русалка.

Физическая минутка.

— Вы устали, давайте бросим якорь и немного отдохнем.

— Встали и повторяем за мной.

Волны плещут в океане.

Что там чудится в тумане?

Это мачты кораблей.

Пусть плывут сюда скорей.

Мы по берегу гуляем

Мореходов поджидаем.

Ищем ракушки в песке

И сжимаем в кулачке.

Чтоб побольше их собрать,

Надо чаще приседать

Сядем дружно на песок.

Продолжаем наш урок.

Учащиеся повторяют за учителем движения.

Продолжение.

— Сверим ваши записи со слайдом.

КТО? ЧТО?

Кит Берег

Чайка Брызги

Акула Дно

Матрос Небо

Русалка Звезды

Нептун Океан

Учащиеся проверяют выполнение работы, сопоставляя со слайдом.

Новый материал.

— Сейчас, ребята, мы с вами познакомимся с двумя понятиями, о которых вы еще не говорили, но, возможно, уже слышали.

— Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.

Имена существительные одушевленные служат названиями живых существ и отвечают на вопрос КТО?

Имена существительные неодушевленные служат названиями неживых предметов, а так же предметов растительного мира и отвечает на вопрос ЧТО?

— У вас на столах есть памятка — подсказка по данной теме. Так вот руководствуясь данной памяткой, давайте выполним такое задание:

-Вывод.

— Плывем дальше.

Учащиеся слушают учителя и наблюдают за слайдами.

Задание: Какое слово в каждой строчке лишнее:

Школьник, директор, птица, учитель, доска, биолог;

Мастерская, топор, станок, слесарь, молоток, отвертка;

Леший, растение, русалка, кукла, ангел;

Водяной, водитель, вода, водолаз.

ПАМЯТКА — ПОДСКАЗКА.

Одушевленные имена существительные

Неодушевленные имена существительные

Названия предметов живой природы

Названия предметов неживой природы

Названия богов

Названия растений

Названия мифических существ

Названия планет по имени богов

Названия фигур в играх

Названия игрушек, механизмов, изображений человека

Мертвец, покойник

Труп

Рифы.

-До «Плавучего острова» осталось совсем немного. Но что это — РИФЫ. Сделаем небольшую передышку.

— Вывод: Автор стихотворения «одушевляет» явления и предметы неживой природы, которые в разговорной речи являются неодушевленными.

— Перенос свойств одушевленных предметов на неодушевленные называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ.

Например: Незримо по лесам поет и бродит осень.

Дремлет бор.

Море смеялось.

-Вывод: Далее при анализе поэтического текста вы будете всегда находить изобразительные средства.

Задание: Найдите и выпишите из стихотворения имена существительные. Определите, одушевленные они или нет:

Волны мчатся и грохочут,

Ветер свищет в небесах.

Мачты гнутся и скрипят.

Ждут ответа от ребят.

Ученики слушают учителя и следят за слайдами.

Заключение.

— Скажите, что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Запишите самостоятельно тему сегодняшнего урока.

— Как она звучит? .

— Ну что ж, завершается наше путешествие. Вот и «Плавучий остров».

А на нем чудо дерево растет

Чудо, чудо, чудо-расчудесное.

Ни листочки на нем,

Ни цветочки на нем,

А буквы из азбуки,

Вкусные, сладкие!

Дома: У вас на партах лежат листочки, на них домашнее задание. Подпишите свой листочек и завтра сдайте своему учителю.

— Спасибо вам за урок. Наше путешествие закончилось.

Учащиеся обобщают материал по теме. Получают домашнее задание.

Карточка № 1

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните волнистой линией словосочетания с олицетворением.

Глубинные рыбы.

В глубине моря царит т…мнота.

Там плавают св…тящиеся рыбы. У каждого вида ры…сверкают разные ог…ньки. У многих рыбок очень сильный свет. Такие ры…ки даже хищника могут…сл…пить.

Карточка № 2

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните волнистой линией словосочетания с олицетворением.

Рыбки.

Есть ры…ки — д…моседы. Всю жизнь…ни ж…вут на одном месте. А другие рыбки вечно в движении.

Они коч…ют по м…рям и океанам.

Домашнее задание:

1) Распределить данные существительные в два столбика:

Одушевленные Неодушевленные

Трамвай, пассажир, ласточка, тюльпан, дирижер, троллейбус, астронавт, заяц, подснежник, береза, ромашка, священник, коридор, парашют, нарцис.

2) Выпишите из учебника «Литература» примеры олицетворений.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Конспект урока для 5 класса на тему «Существительные одушевленные и неодушевленные»