Изображение помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Центральное место в поэме Гоголя «Мертвые души» занимают пять глав, в которых представлены образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Главы расположены в особой последовательности по степени деградации героев. Образ Манилова как бы вырастает из пословицы: человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.
Он оторван от жизни, неприспособлен. Его дом стоит на юру, «открытом всем ветрам». В беседке с надписью «Храм уединенного размышления» Манилов строит планы провести подземный ход и выстроить
Мужики пьянствуют, ключница ворует, слуги бездельничают. Досуг помещика занят бесцельным складыванием пепла из трубки в горки, а книга в его кабинете два года лежит с закладкой на 14-й странице. Портрет и характер Манилова созданы по принципу: «в приятность, казалось, чересчур было передано сахару». На лице Манилова было «выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно…» Любовь Манилова и его жены чересчур слащава и сентиментальна:
Но несмотря на «чрезмерность», Манилов действительно добрый, любезный, безобидный человек. Он единственный из всех помещиков отдает Чичикову «мертвые души» бесплатно. Коробочка тоже отличается «чрезмерностью», но иного рода — чрезмерной бережливостью, недоверчивостью, боязливостью, ограниченностью. Она «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки».
Вещи в ее доме отражают ее наивное представление о достатке и красоте и в то же время — ее мелочность и ограниченность. «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате». Гоголь называет Коробочку «дубинноголовой». Она боится продешевить при продаже «мертвых душ», чтобы как-нибудь «не понести убытку». Коробочка решается продать души только из страха, потому что Чичиков пожелал: «…да пропади и околей со всей вашей деревней!» «Дубинноголовость» Коробочки — черта человека, который «как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь». Собакевич внешне напоминает былинного богатыря: сапог исполинского размера, ватрушки «гораздо больше тарелки», «ни разу не был болен».
Но поступки его отнюдь не богатырские. Он ругает всех подряд, видит во всех мерзавцев и мошенников. Весь город, по его словам, — «мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет… один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья». Портреты на стенах, изображающие героев, говорят о нереализованных богатырских, героических возможностях «омертвелой» души Собакевича.
Собакевич — «человек-кулак». Он выражает общечеловеческую страсть к тяжелому, земному, отсутствие возвышенных идеалов. Ноздрев — «разбитной малый», кутила. Главная его страсть — «нагадить ближнему», продолжая оставаться его другом. «Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка со всякими съездами и балами». В кабинете Ноздрева вместо книг — сабли и турецкие кинжалы, на одном из которых написано: «Мастер Савелий Сибиряков».
Даже блохи в доме Ноздрева «пребойкие насекомые». Еда у Ноздрева выражает его бесшабашный дух: «кое-что пригорело, кое-что и вовсе не сварилось… словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет». Однако активность, деятельность Ноздрева лишена смысла и тем более общественной пользы, потому он тоже «мертв».
Плюшкин предстает в поэме бесполым существом, которого Чичиков принимает за ключницу. Образы, окружающие этого героя, — заплесневелый сухарь, засаленный халат, крыша, как решето. И предметы, и сам хозяин подвержены тлению. Когда-то образцовый хозяин и семьянин, Плюшкин теперь превратился в паука-отшельника. Он подозрителен, скуп, мелочен, деградирует умственно.
Показывая последовательно быт и характер пяти помещиков, Гоголь изображает процесс постепенной деградации помещичьего класса, выявляет все его пороки и недостатки.