«Хозяева жизни» в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Кому, как не русскому барину, должно житься «счастливо, вольготно на Руси»? В своей поэме Некрасов представляет целую галерею образов помещиков, которых он видит глазами крестьян. И истории об их паразитическом образе жизни в недавнем прошлом, сатирически рассказанные нам поэтом, подводят читателей к неизбежному выводу о том, сто пока существуют сии хозяева, нет и не может быть счастья крестьянину.
И многие вовсе не собираются мириться со своим рабским положением, все больше возрастает в народных массах недовольство и гнев. Поэтому
Даже сами крестьяне у Некрасова откровенно посмеиваются над стремлением барства вернуть свое былое величие. И мы, читая описания помещиков, не можем не усмехнуться вместе с ними. С наиболее гневным сарказмом поэт создает образ князя Утятина, которого его люди язвительно и пророчески назвали «Последышем». Нельзя не заметить
Действительно, в облике этого выжившего из ума «душевладельца» осталось немного человеческих черт. Некогда властвующий над крестьянскими душами Последыш благодаря мастерскому владению автора разнообразными сатирическими приемами кажется нам вовсе не страшным, а смешным. Утратив былое влияние, Утятин слышит в свой адрес слова, являющиеся приговором всей крепостнической системе: Последыш ты! По милости Мужицкой нашей глупости Сегодня ты начальствуешь, А завтра мы последышу Пинка — и кончен бал!
Еще одним ярким и наиболее карикатурным образом помещика является образ Оболт-Оболдуева. Разумеется, описание и этого «паразита» не могла обойти стороной авторская ирония, очередной раз способствующая осуждения помещичьего деспотизма: Какой-то барин кругленький, Усатенький, пузатенький, С сигарочкой во рту… Нельзя не заметить в вышеприведенном описании обилие слов в уменьшительных ласкательных формах, используемых поэтом непосредственно, чтобы подчеркнуть ничтожные качества, свойственные подобном властвующим «человечкам».
Таким образом, все художественные средства, столь мастерски использованные Некрасовым в создании образов помещиков, способствующие усилению авторской иронии, не только обличают паразитический образ жизни сиих господ и осуждают помещичий деспотизм, но и открыто дают нам понять позицию автора по отношению к правящему классу.