Художественные особенности сказок Салтыкова-Щедрина

Идейные и художественные особенности сатиры Салтыкова-Щедрина наиболее ярко проявилась в жанре сказки. Если бы кроме «сказок» Салтыков-Щедрин ничего не написал, то они одни дали бы ему право на бессмертие. Три сказки — «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и «пропала совесть» — были написаны 1869 г. 29 написаны им в последнее десятилетие жизни, а полное собрание сказок включает в себя 32 сказки.

Сказки создавались в эпоху реакции . Форма сказки избрана потому, что простому читателю этот

жанр наиболее понятен и близок. Это были сказки для детей от 7 до 70 лет, сказки «для детей изрядного возраста». Дети — это взрослые, нуждающиеся в поучении.

В сказке можно было в завуалированной форме обратить внимание на самые злободневные вопросы общественной жизни, встать на защиту народных интересов. Сказки Салтыкова-Щедрина называют также «малой энциклопедией сатиры», а самого Салтыкова-Щедрина — «прокурором русской действительности». Писатель-сатирик в своих сказках надевает маску сказителя, добродушного, бесхитростного балагура. За маской же скрывается саркастическая усмешка человека,

умудренного горьким жизненным опытом. В своих сказках Салтыков-Щедрин использует гиперболу , гротеск , фантастику , аллегорию . Сказки Салтыкова-Щедрина написаны эзоповым языком . В идейном содержании сказок Салтыкова-Щедрина можно выделить три основные темы: 1. сатира на правительственные верхи и на эксплуататорские классы; 2. изображение жизни народных масс в царской России; 3. обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции.

Связь сказок Салтыкова-Щедрина с фольклором проявляется в употреблении сказочных зачинов: «жили-были два генерала…», «в некотором царстве, в некотором государстве жил был помещик…». В сказках много пословиц и поговорок: «бабушка надвое сказала», «стыд глаза не выест»; также Салтыков-Щедрин употребляет в своих произведениях сказочные формулировки: «по щучьему велению, по моему хотению», «ни в сказке сказать, ни пером описать». В своих сказках Салтыков-Щедрин умело сочетает достоверное с фантастическим. Сказки настроены на резких социальных контрастах. Сталкивает антагонистические классы: мужик — помещик, генерал — мужик.

Писатель-сатирик пользуется в своих сказках народной речью, которую он хорошо изучил будучи на государственной службе. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» при помощи приемов сказочной фантастики Салтыков-Щедрин показывает, что источником материального благополучия и так называемой «дворянской культуры» является труд мужика. Генералы-паразиты привыкли жить чужим трудом, очутившись на необитаемом острове без прислуги, обнаружили повадки голодных диких зверей, готовых пожрать друг друга . Только появление мужика спасло их от окончательного озверения и вернуло обычный «генеральский» облик. Что же было бы, если бы не нашелся мужик? Об этом рассказывается уже в сказке «Дикий помещик».

Помещик, изгнав из своего имения мужиков «одичал», «оброс с головы до ног волосами», «ходил все больше на четвереньках», «утратил даже способность произносить членораздельные звуки». Например, мужик в «Повести…» дал генералам по десятку яблок, а сам себе взял только одно кислое. Сам же себе и веревку свил, чтобы его генералы на привязи держали ночью.

Чувствуются переживания сатирика, связанные с поисками ответа на вопрос, кто освободит эту могучую народную силу из плена. Салтыков-Щедрин в сказках показывает паразитизм, тунеядство помещичьего класса. Превращение помещика в дикого зверя подчеркивает истинную сущность существующей власти.

Каждый есть хищник. В сказке «Пропала совесть» сатирик клеймит весь мир хищников-паразитов, лишившихся этого важного человеческого достояния. Эта сказка — сигнал тревоги. Значит в мире что-то не так, если живут во лжи, а не по совести. Ложь, кривда — это закон общества.

Ложь — «торжествующая свинья», правящая миром. Грустная сказка у сатирика — «Коняга». Повествует она о тяжелой доле крестьян. В центре произведения рабочая лошадь, замученная непосильной работой.

Сатирик сам раскрывает смысл своего реалистического символа — это «обыкновенный мужичий живот» , вечно голодный, измученный и надорванный. Коняга живет, точно в темную бездну погружена, но именно Коняга своим трудом освободит народную силу из плена, выведет к будущей счастливой жизни родную страну. Сказка «Премудрый пескарь» — размышление о смысле жизни. Пескарь никуда не выходил, жил в своей норе». Жил — дрожал и умирал — дрожал».

Не женился, не имел детей, друзей, никаких желаний, прожил с лишком 100 лет жизнью, которая прошла зря. Одна радость в жизни: «Слава тебе, Господи, жив!» Всю жизнь пескарь боялся щуки. Эта философия жизни-боязни высмеивается автором. Это пескарство живет в каждом.

Под пескарем автор подразумевал либеральную интеллигенцию. Сказка «Карась-идеалист» рассказывает нам о том, как карась высказывал свои мысли, свои идеи по переустройству общества. Он постоянно спорил с ершом, который показан как «знающий жизнь». Салтыков-Щедрин использует фантастику , аллегорию.

Карась показан представителем либералов, которые лишь говорят и рассуждают. Так и карась рассуждает о том, какое устройство государства было бы лучше, но все его мысли остаются лишь на словах и не подкрепляются действиями. Карась все время рассуждает, а сам «отроду щук не видывал». Ерш пытается убедить его в том, что жизни он совсем не знает, «а до тех пор лучше помалчивал бы».

Но однажды пришлось карасю свои идеи щуке высказывать. Она все слушала его, слушала. В запасе у карася был его «козырь» — вопрос о том, знает ли щука о добродетели. И когда положение карася было безвыходным, он пустил этот «козырь» в ход. Щука от удивления разинула рот и случайно карася проглотила.

А все его идеи остались лишь идеями, карась ничего не сделал, чтобы хоть одну идею привести в жизнь. Сказки Салтыкова-Щедрина — это итог многолетних наблюдений писателя. Чтобы по-настоящему понять и оценить их, достаточно прочитать заключение цензора Лебедева: «…то, что господин Салтыков-Щедрин называет сказками, вовсе не отвечает своему назначению; его сказки — та же сатира и сатира едкая, направленная против общественного и политического нашего устройства…».

Да, сказки Салтыкова-Щедрина были направлены против общественного строя, порождающего паразитизм одних, нищету и бесправие других, лишающего человека нравственных начал. Действительно, Салтыков-Щедрин создал новый оригинальный жанр — политическую сказку.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Художественные особенности сказок Салтыкова-Щедрина