Страстный призыв к объединению в «Слове о полку Игореве»
Знаменитый памятник древней русской литературы «Слово о полку Игореве» был создан более семисот лет назад. Но и сквозь занавес веков мы слышим дыхание того времени, времени побед и горьких поражений, радостей и печалей. «На примере поражения Игоря автор показывает печальные последствия политического разъединения Руси, — пишет один из исследователей «Слова…», К. Д. Лихачев. — Задачей «Слова…» было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве русской земли». Создатель
Писатель уважает князя Игоря за его смелость, мужество и решительность. Он видит в князе верного сына Руси, защитника своей Родины. Но автор находит для него и суровые слова, осуждая корысть, честолюбие, удаль, чрезмерное желание прославиться, негодуя, что Игорь оставляет народ беззащитным против кровавых вторжений половцев. Выступая в поход, князь руководствуется не интересами Отчизны, а своими личными помыслами.
Ум князя уступил желанию…
Глубже понять смысл поэмы помогает природа, которую автор, олицетворяя, наделяет человеческим разумом. Затмение солнца словно предупреждает о несчастье: «Подивился Игорь на светило: средь бела дня ночная тень ополченья русские покрыла». Но вот, потерпев поражение, Игорь попал в плен. Глубоко понимая свою вину перед Родиной, князь скорбит о случившемся, осуждает себя, и природа помогает ему вернуться на Русь, сочувствует предводителю храбрых русичей. Симпатизируя Игорю, природа ненавидит лютых врагов Руси — половцев.
Вот как она встречает появление кочевников: «Стоном стонет мать — земля сырая, мутно реки быстрые текут, пыль несется, поле покрывая, стяги плещут: половцы идут». Еще один незримый, но очень важный образ произведения, помогающий раскрыть идею «Слова…», — это образ родной земли. «Он очерчен автором широко и свободно», — отмечает К. Д. Лихачев. Нельзя без волнения читать строки о привольных полях, бескрайних лесах и широких реках. Ощущение пространства и простора Родины усиливается участием в действии птиц и зверей.
Образ Руси, полный городов и рек, противопоставляется пустынной «стране незнаемой». «Образ страдающей Родины очень важен… в идейном замысле «Слова…», он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает ненависть к ее врагам, зовет русских людей на ее защиту», — пишет К. Д. Лихачев. Вот как описывает создатель «Слова…» картину битвы с половцами: «Кровавые зори предвещают рассвет, черные тучи с моря идут». На протяжении всей поэмы явственно слышен и голос самого писателя. Автор не ограничивается изложением горестного для Руси похода Игоря, но стремится осмыслить, понять, почему в двухвековой борьбе со степью прежде побеждала Русь, а теперь — половцы.
Он хочет передать свою тревогу за судьбу Родины, зажечь слушателей своими стремлениями и своими надеждами. Он противопоставляет картины боя картинам мирного труда. В этом сравнении выражены взгляды автора: русский народ должен заниматься мирным трудом, а князья — защищать этот труд.
Короткими, поразительно точными замечаниями автор рисует нам происходящие события. Он не сторонний наблюдатель, но непосредственный участник похода Игоря. С какой скорбью и печалью он пишет о несчастьях Руси, о междоусобных войнах князей. С гневным упреком обращается к ним поэт: «Это вы раздорами и смутой к нам на Русь поганых завели». Выразителем идеи автора является стольный киевский князь Святослав Всеволодович.
В его «золотом слове», «со слезами смешанном», писатель открыто призывает к единению родной земли, к прекращению раздоров. Поэма заканчивается хвалебной песнью князьям и дружине. Но автор восхваляет весь русский народ, всю родную землю.