Нравственный идеал в произведении Достоевского » Преступление и наказание»
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» открывает для размышления многие непростые вопросы: социальные, философские, этические. Среди них — проблема нравственного идеала. Достижим ли он?
Что способно изменить жестокий мир? Для автора этот идеал воплощен в образе Сонечки Мармеладовой. С первых страниц романа мы погружаемся в страшные картины нищеты, невыносимой духоты жизни.
Общество, в котором живет Родион Раскольников, бесчеловечно. В отношениях между людьми место доброты, сочувствия, милосердия прочно занимают
Познакомившись с Соней Мармеладовой, Раскольников открывает для себя новый мир, в котором есть место человеческому братству, любви, взаимоуважению. Раскольников откровенен с Соней, тоже преступницей, не случайно. Внешне кажется, что она затоптала свою гордость и честь в будничной грязи, ведет безнравственную жизнь. Поэтому сначала герой хочет найти в девушке «единомышленника» по преступлению
Каждый из них несет свою правду. Правда Сони окажется сильнее. Встреча с ней круто меняет жизнь Раскольникова. Новые отношения стали началом его духовного выздоровления. Из исповеди Мармеладова, отца девушки, мы понимаем, что Соня занялась постыдным, унизительным делом ради своей несчастной семьи: пьяницы-отца, брата и сестер, больной мачехи Катерины Ивановны.
Раскольников видит Соню человеком любящим, отзывчивым, чутким, когда та с заботой и пониманием отзывается о чахоточной Катерине Ивановне. «Какое-то ненасытимое сострадание, если можно так выразиться, изобразилось вдруг во всех чертах лица» ее, — замечает автор. Соня обладает сильной натурой, во имя любви к близким, ради спасения их от голодной смерти она готова принести себя в жертву. Соня сознательно идет на позор и унижение, но духовно она чиста. Раскольникову, показалось странным, что после признания в убийстве процентщицы Сонечка отнеслась к преступнику с состраданием вместо ожидаемой или ненависти или хотя бы пренебрежения: «Странная какая ты, Соня, — обнимаешь и целуешь, когда я тебе сказал про это». Необычным показалось герою необъяснимая связь девушки с Лизаветой: «Лизавета!
Странно!.. какие-то таинственные сходки с Лизаветой». Но в мире униженных и оскорбленных Мармеладовых живут братская любовь и сострадание, что так незнакомо, но так необходимо Раскольникову. При первой встрече героев мы видим Соню тихой, кроткой, покорной.
Но разговор о Боге преобразил девушку: «Что же бы я без бога-то была? — быстро, энергически прошептала она, мельком вскинув на него вдруг засверкавшими глазами, и крепко стиснула рукой его руку». На вопрос Раскольникова, что дает ей взамен бог она «вскрикнула», «строго и гневно смотря на него»: «Молчите! Не спрашивайте! Вы не стоите!..».
Перед нами теперь сильная, решительная, гневная Сонечка. Она живет верой в бога и видит причину преступления Раскольникова в отречении от бога: «От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!» Думаю, Достоевский хочет донести до нас мысль, что остаться с незапятнанной душой Соне помогла христианская религия, искренняя вера в бога. Раскольников и Сонечка противопоставляются в романе, хотя по христианским законам оба великие грешники. У каждого свои идеалы. Раскольников не может принять жизнь такой, какая она есть.
Он живет разумом. Теория Раскольникова не освещена любовью к человеку, толкая его на путь насилия, в результате душа страдает. Герой презирает себя за сострадание к другим, считая это слабостью. Соня живет сердцем, Да, она смиряется с обстоятельствами и страдает, жертвуя собой, но тем самым сохраняя моральную чистоту.
Потому ее чуткая, отзывчивая душа излучает свет, обладает целительной силой. Девушка видит искупление вины Раскольникова страданием. В конце романа Раскольников принимает путь Сони.
Они пойдут по нему вместе. Под подушкой у Раскольникова евангелие — вечная книга, которая учит: не убий, возлюби ближнего. Соня помогает Раскольникову возродиться.
Теория Раскольникова — страшная теория, которая разрешает кровь по совести. Таким образом, Соня Мармеладова — истинный нравственный идеал Достоевского. Она утверждает любовь, милосердие, всепрощение, противостоящее злу. Писатель уверен, с помощью насилия не спасти мир. На вопрос «Как жить?» у него один ответ — не убивать, а любить и делать добро.
И любовью и добротой мир спасется.