Образ Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого

В своем замечательном романе «Война и мир» Л. Н. Толстой поставил ряд важнейших вопросов современности. Одной из основных проблем является проблема жизни крепостного человека. Автор показывает интеллектуальные искания передовой интеллигенции 1805-1813 годов, когда передовые круги общества не могли не видеть гнилости самодержавия.

Представителем этих передовых людей является в романе Пьер Безухов. Образ Пьера был задуман как образ будущего декабриста. Пьер полон вольнолюбивых стремлений. «Он всею душою желал то произвести республику

в России, то самому быть Наполеоном, то философом, то победителем Наполеона»,- говорит Толстой о стремлениях молодого Пьера.

Но, не найдя еще истинной цели, Пьер мечется, совершает ошибки, тратит свои недюжинные силы на разгул в компании Долохова и Курагина. Женитьба на пустой, безнравственной Элен принесла Пьеру несчастье. Вскоре он постигает весь ужас того, что жизнь его была бы покалечена, если бы он не порвал связь с Элен. Человеческая подлость угнетает его, вызывает порой вспышки безудержного гнева. Поиски правды и смысла жизни приводят Пьера в масонскую ложу.

Пьеру кажется, что в масонстве он нашел воплощение

своих идеалов, но разочарование в этом обществе неизбежно должно было наступить. Республиканские цели Пьера не разделялись его «братьями» по ордену. Многие из них вступили в масонские ложи только ради сближения с влиятельными людьми. И не удивительно, что попытки Безухова привлечь «братьев» к более активному вмешательству в жизнь, к помощи страждущим привели к разрыву с ними. Немеркнущим светом осветила жизнь Пьера поэтическая любовь к Наташе, сначала незаметная для самого Пьера, но постепенно сильнее и сильнее охватывающая все его существо.

Связанный узами брака с ненавистной Элен. Пьер понимает, что ему лучше не встречаться с Наташей. В его жизни наступает мрачная полоса глубокого разочарования в личном счастье, в общественных идеалах.

Пьер стремится распутать «запутанный, страшный узел жизни». Эта непрекращающаяся внутренняя работа подготовила духовное возрождение Пьера в дни Отечественной войны 1812 года. Огромное значение для Безухова имело непосредственное соприкосновение с народом и на Бородинском поле, и после битвы, и в занятой неприятелем Москве, и в плену.

Пьер понял ту скрытую теплоту патриотизма, которая была в нем и в каждом солдате, которая роднила его с простыми русскими людьми. Эпохой для Пьера стал месяц, проведенный в плену. Духовные и физические страдания, перенесенные им, научили его ценить жизнь, ее малейшие радости, ценить и любить людей. Этому научил его и солдатик Апшеронского полка Платон Каратаев, сближением с которым Пьер особенно дорожил.

В плену Безухов приходит к убеждению: «человек сотворен для счастья». Руководствуясь этим убеждением и стремлением помочь всем угнетенным, Пьер приходит в тайное общество. Он становится на путь борьбы против самодержавия и крепостничества, путь, который рисуется еще неясно, но который, как мы знаем, должен был завершиться участием в декабрьском восстании и долгими годами сибирской каторги и ссылки, разлукой с любимой женой — Наташей и детьми.

Связь с жизнью страны, народа, с историей — итог духовных исканий Пьера.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Образ Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого