Образ Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого
В своем замечательном романе «Война и мир» Л. Н. Толстой поставил ряд важнейших вопросов современности. Одной из основных проблем является проблема жизни крепостного человека. Автор показывает интеллектуальные искания передовой интеллигенции 1805-1813 годов, когда передовые круги общества не могли не видеть гнилости самодержавия.
Представителем этих передовых людей является в романе Пьер Безухов. Образ Пьера был задуман как образ будущего декабриста. Пьер полон вольнолюбивых стремлений. «Он всею душою желал то произвести республику
Но, не найдя еще истинной цели, Пьер мечется, совершает ошибки, тратит свои недюжинные силы на разгул в компании Долохова и Курагина. Женитьба на пустой, безнравственной Элен принесла Пьеру несчастье. Вскоре он постигает весь ужас того, что жизнь его была бы покалечена, если бы он не порвал связь с Элен. Человеческая подлость угнетает его, вызывает порой вспышки безудержного гнева. Поиски правды и смысла жизни приводят Пьера в масонскую ложу.
Пьеру кажется, что в масонстве он нашел воплощение
Связанный узами брака с ненавистной Элен. Пьер понимает, что ему лучше не встречаться с Наташей. В его жизни наступает мрачная полоса глубокого разочарования в личном счастье, в общественных идеалах.
Пьер стремится распутать «запутанный, страшный узел жизни». Эта непрекращающаяся внутренняя работа подготовила духовное возрождение Пьера в дни Отечественной войны 1812 года. Огромное значение для Безухова имело непосредственное соприкосновение с народом и на Бородинском поле, и после битвы, и в занятой неприятелем Москве, и в плену.
Пьер понял ту скрытую теплоту патриотизма, которая была в нем и в каждом солдате, которая роднила его с простыми русскими людьми. Эпохой для Пьера стал месяц, проведенный в плену. Духовные и физические страдания, перенесенные им, научили его ценить жизнь, ее малейшие радости, ценить и любить людей. Этому научил его и солдатик Апшеронского полка Платон Каратаев, сближением с которым Пьер особенно дорожил.
В плену Безухов приходит к убеждению: «человек сотворен для счастья». Руководствуясь этим убеждением и стремлением помочь всем угнетенным, Пьер приходит в тайное общество. Он становится на путь борьбы против самодержавия и крепостничества, путь, который рисуется еще неясно, но который, как мы знаем, должен был завершиться участием в декабрьском восстании и долгими годами сибирской каторги и ссылки, разлукой с любимой женой — Наташей и детьми.
Связь с жизнью страны, народа, с историей — итог духовных исканий Пьера.