Одежда героев как деталь в раскрытии образа
В произведениях писателя отразились стороны той эпохи, современником которой он был. Реализм Н. В. Гоголя проявлялся в изображении человека, всех сторон его внутреннего мира. Рисуя картины быта, детально описывая портреты своих героев, Н. В. Гоголь стремился к всестороннему изображению жизни, нравов и характера человека.
Не последней деталью в раскрытии образа персонажа является его одежда . В системе средств, создающих образ персонажа, важным элементом является его портрет. Это достигается Гоголем путем введения ряда ярких деталей или
По принципу градации Гоголь выстраивает целую галерею образов помещиков: один хуже другого. Этот принцип сохраняется и в манере одеваться. Приехав в город, Чичиков первым делом навестил Манилова. Манилов встретил его в » зеленом шалоновом сюртуке».
У этого человека было все чересчур, чувствуется манерность во всем. Коробочка. Она была очень неряшлива. » Вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком — то спальном чепце, надетом наскоро, с
Она экономит и этим демонстрирует утрату женского начала, она превращается в «коробочку», оправдывая свою фамилию. Собакевич. Когда Чичиков взглянул на него, то он показался ему медведем. » Фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны…» Цвет, форма, все детали одежды напоминали самого натурального медведя. Это говорит о скупости души, несмотря на то, что у него были деньги.
И, наконец — то, Плюшкин — предел морального падения. Ему жаль тратить свое добро не только для других, но и для себя. Он не обедает, одевается в рваную одежду. Этот человек богат, но ходит в лохмотьях.
Сразу открываются все черты характера — скупость души, корысть, экономия. В чем встретил Плюшкин Чичикова: «из чего состряпан его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, повязка ли, или набрюшник, только никак не галстук». На шее все что угодно, но не галстук. Трудно даже предположить, что перед ним большой помещик.
При обращении Чичиков говорит о Плюшкине, как о фигуре. Он даже пол не может определить » мужик это или баба». Это не определенное СУЩЕСТВО, хотя Плюшкин имеет больше всех душ.
Одежда помещиков противопоставляется одежде простых людей — крестьян. Сразу как Чичиков приехал в город, нам на встречу выбегает трактирный слуга, «весь длинный и в длинном демикотонном сюртуке со спинкою чуть не на самом затылке». Сюртук — обычная для того времени одежда, но как странно он скроен. Спинка «чуть не на самом затылке» говорит о полном отсутствии вкуса, умения одеваться.
Хотя откуда это умение у трактирного слуги? А вот другой пример: «Петрушка ходил в несколько широком коричневом сюртуке с барского плеча», но он характеризует не столько стремление помодничать, сколько отношения барин-слуга. И даже этот пример говорит о том, что слуги опрятнее, чем их хозяева.
Мы добрались до главного героя этого произведения. Посмотрим на самого Павла Ивановича Чичикова: шинель на больших медведях, манишка… Манишка — это модная деталь туалета.
На Чичикове фрак брусничного цвета с искрой. Ярко, неожиданно, смело! Весь его костюм как будто говорит: под кажущейся обыденностью и простотой скрывается оригинальная, незаурядная личность.
Когда Чичиков приезжает в губернский город NN, никто на него не обращает внимания, в нем нет ничего, что может заинтересовать. Проходит время, и он снимает свою шинель, свою незаметность, и нашим глазам открывается незабываемое зрелище — фрак брусничного цвета с искрой, или настоящая личность Чичикова — яркая, неординарная, единственная в своем роде. Если обратить внимание, то все помещики, к которым приходит Чичиков, ходят по — домашнему. Халат символизирует спокойствие, барскую жизнь, за счет чужого труда. Уверенность, что за них все дела сделают крепостники.
От этих помещиков нет полезной деятельности. Вспомним Манилова. Все его запланированные действия остаются в мечтах. Он подумает, подумает об этом и забудет.
Если нет деятельности, то и нет стремления к жизни, к идеалу, нет пользы. Таким образом, ВСЕ И ВСЕ находится в состоянии покоя, в состоянии застоя. Жизнь у них стоит на месте. Как мне кажется, еще играет важную роль цвет одежды.
Зеленый сюртук Манилова показывает, что этот человек духовно закрытый, с низкими целями. Фрак Собакевича. И опять же тусклого цвета — коричневого. Плюшкин.
Одежда непонятного цвета, так же как и он сам. В основном цвета одежды однообразны — мрачные, тусклые. То есть все люди ведут скучную, пустую жизнь.
Отличился только Чичиков, являясь перед нами во фраке брусничного цвета, косынка его разноцветная, яркая. Но все равно цвета, какие — то приглушенные. Итак, у этих людей, если их так можно назвать, нет стремления к улучшению жизни. От них нет ничего полезного, они никому не нужны. Они мертвые, их души уже давно мертвы, у них нет цели.
Поэма называется «Мертвые души» потому, что в поэме широко раскрывается жизнь помещиков-крепостников, представителей мира «мертвых душ», тормозивших общественное развитие. Гоголь ярко показывает разнообразные типы помещиков по-разному относящихся к своей собственности. В «Мертвых душах» выведена целая галерея чиновников того времени. Показана пустота их существования, отсутствие серьезных интересов, крайнее невежество.
Писатель умер, но его произведения не потеряли своего значения и в настоящее время. Исчезли люди, подобные тем, которых изобразил Гоголь, но отдельные черты этих героев можно встретить и в наше время. Гоголь помогает нам видеть отрицательное значение этих черт, учит понимать их вред и бороться с ними.