Тема России в творчестве А. А. Блока

По словам самого Блока, тема России – главная в его поэзии. Блок обратился к этой теме уже в самом начале своего творческого пути и остался верен ей до конца жизни. Стихотворение “Гамаюн, птица вещая” стало первым произведением юного Блока, посвященным судьбе России. Уже в нем встает тема исторического пути родины, ее трагической истории.

Птица Гамаюн …вещает и поет, Не в силах крыл поднять смятенных… Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых, И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых… Стихотворение вместило

в себя все то, что потом станет столь важным для блоковского понимания России: любви к ней , сознание ужаса ее прошлого и настоящего и стремление видеть истину, какой бы страшной она ни была: …Но вещей правдою звучат Уста, запекшиеся кровью!

Цикл “На поле Куликовом” целиком посвящен России. В первом стихотворении этого цикла встает тема пути, раскрывающаяся в двух планах: пространственном и временном. Временной план представляет собой изображение исторического пути России: В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь… И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль…

Именно

сочетание временного плана с пространственным придает стихотворению особый динамизм. Россия никогда не застынет в мертвенной неподвижности, ее вечно будут сопровождать перемены: И нет конца! Мелькают версты, кручи…

Восприятие родины поэтом всегда было обостренно-личностным. Он отходит от традиционного образа России-матери – в его стихах предстает совершенно неожиданный образ России-жены, возлюбленной, невесты: “О, Русь моя! Жена моя!” В стихотворении “Новая Америка” Россия названа “невестой”, а в стихотворении “Россия” любовь к родине сравнивается с любовью к женщине: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слезы первые любви! Россия представлена в стихотворениях “Сытые” и “Фабрика” – это Россия социальных контрастов и противоречий, Россия “сытых” и “нищих”.

В “Сытых” – непосредственном отклике на события русской революции 1905 года – Блок выражает веру в грядущие перемены: Теперь им выпал скудный жребий: Их дом стоит неосвещен, И жгут им слух мольбы о хлебе И красный смех чужих знамен! Пусть доживут свой век привычно – Нам жаль их сытость разрушать. Лишь чистым детям – неприлично Их старой скуке подражать.

В стихах о России явно слышатся традиции М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева. Очень близка Блоку лермонтовская “Родина” с ее отрицанием официального патриотизма и провозглашением любви к скромной и бедной крестьянской России. С Некрасовым Блока роднит исторический оптимизм. Также перекликаются с блоковской “Россией” некрасовские строки об “убогом и темном родном уголке” в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Тютчева принято считать предтечей символизма.

Бесспорно, на Блока повлияло знаменитое стихотворение Тютчева о непостижимости, таинственности России: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить – У ней особенная стать, В Россию можно только верить. Как и тютчевское четверостишие, хрестоматийной стала последняя строфа блоковской “России”: И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика. Подобный образ таинственной, непредсказуемой, но прекрасной России создается Блоком и в стихотворении “Русь”: Дремлю – и за дремотой тайна, И в тайне почивает Русь, Она и в снах необычайна, Ее одежды не коснусь.

России посвящено главное произведение Блока – неоконченная поэма “Возмездие” . Перед читателем проходят эпизоды из российской истории, проходят образы народовольцев, “огромного, водянистого” царя , “Державного Основателя” . Вся поэма пронизана лейтмотивом “возмездия” – ритмом мазурки, любимого танца угнетенной Польши… В строфе о Победоносцеве поэт называет его злым “колдуном”, “волшебником”, а Россию сравнивает с очарованной им спящей красавицей. Здесь возникают параллели со стихотворением “Русь”. Авторский замысел раскрывается в предисловии к публикации третьей главы поэмы. Блок пишет о своих “революционных предчувствиях” накануне первой мировой войны.

Ожиданием перемен пронизано и стихотворение “Рожденные в года глухие…”, посвященные 3. Н. Гиппиус. Блок осознает обреченность своего поколения, поколения детей “страшных лет России”, и призывает к обновлению: И пусть над нашим смертным ложем Взовьется с криком воронье, – Те, кто достойней, боже, боже, Да узрят царствие твое! Налицо перекличка с лермонтовской “Думой”. Очевидно, предчувствия Блока сбылись: пришла Октябрьская революция.

Блок был первым поэтом, написавшим о ней большое произведение. Поэма “Двенадцать” подчеркнуто полифонична. В ней звучит, например, голос “писателя-Ви…”, не принявшего революцию: – Предатели! – Погибла Россия!

Звучит и голос красногвардейца. В нем слышен пафос уничтожения старого мира, старой России: Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь – В кондовую, В избяную, В толстозадую!

Блок понимает, что прежней России больше нет, видит весь ужас происходящего на петроградских улицах: Запирайте етажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба – Гуляет нынче голытьба! Вместе с тем Блок верит в глубокий исторический смысл происходящих событий и принимает революцию.

Название поэмы символично: у читателя возникают аллюзии к Новому Завету: вспоминаются апостолы. В последней главке эти аллюзии подкрепляются неожиданным образом: впереди двенадцати красногвардейцев-апостолов идет Иисус Христос. Образ России у Блока чрезвычайно многогранен. Он тесно связан с другими важными мотивами его поэзии: мотивами любви, пути, возмездия, революции. Неизменной в творчестве Блока всегда оставалась вера в Россию.

В своей статье “Интеллигенция и революция” он писал: “России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и – по-новому – великой”. Эта вера делает поэзию Блока особенно актуальной сегодня.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Виды шпаргалки.
Сейчас вы читаете: Тема России в творчестве А. А. Блока