Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
«Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»… Эти слова из поэмы Ф. Гете «Фауст» были взяты М. Булгаковым в качестве эпиграфа к первой части романа «Мастер и Маргарита». На мой взгляд, эта характеристика, относящаяся к Воланду, обозначает и одну из главных философских тем произведения — тему добра и зла, их сосуществования в мире и в душе каждого человека. Данная тема развивается параллельно в двух плоскостях — в «иершелаимских» и в «московских» главах. Так, в «романе о Понтии Пилате» тема
Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи, приговаривает к мученической смерти невинного бродягу-философа, неповинного ни в одном из вмененных ему обвинений. Важно, что Пилат внутренне сочувствует и симпатизирует Иешуа, возможно, инстинктивно чувствуя правоту его слов. Однако страх — великая сила. Именно она делает прокуратора несвободным, заставляет преступить через себя. В душе этого героя борются добро и зло, но в итоге побеждает тьма: страх перед кесарем, опасения доноса, боязнь испортить карьеру оказываются выше истины.
В Иешуа Га-Ноцри Булгаков увидел пророка,
Тем самым, кроме всего прочего, Булгаков подчеркивает неразрывную связь добра и зла, их неизбежное переплетение, сосуществование. Данная тема продолжает развиваться и в «московских» главах. Так, в совершенно ирреальном и безумном московском мире внезапно появляется Воланд с его свитой. Важно, что это фантастическое событие воспринимается как вполне естественное явление.
Если жизнь превратилась в ад, то почему бы в ней не появиться Князю Тьмы? «Дьяволиада» в романе Булгакова получает интересную трактовку: если в жизни нет сил, способных восстановить справедливость, если закон безмолвствует и молчит добро, то восстановление миропорядка готовы выполнить силы зла. Именно поэтому Воланд и его слуги не похожи на традиционные исчадия ада. Все они вполне симпатичные «сущности».
Это предприимчивый Коровьев и угрюмый, немногословный Азазелло в крахмальном белье, с обглоданной куриной косточкой в кармане. Это озорной, тщеславный и обидчивый кот Бегемот. Это, конечно же, Воланд, полный достоинства, мудрости и спокойствия. Силы зла выступают в романе как судьи, несущие справедливое возмездие «каждому по заслугам его»: наказан за взяточничество Никонор Иванович Босой, за ложь — Варенуха, за безделье и разврат — Степа Лиходеев.
За доносы «получил свое» барон Майгель, за бюрократизм — заведующий филиалом, за жульничество — буфетчик, за бездарные стихи — Иван Бездомный. Булгаков показывает: то, что не могут сделать силы Света, — выполнить карательную функцию — сделали силы Тьмы, руководствуясь при этом добродетельными и даже назидательными целями. Больше того, антитеза добра и зла в лице Воланда и Иешуа не состоялась.
Именно Воланд совершает благое дело — спасает Мастера, воссоединяет его с Маргаритой и восстанавливает текст романа о Понтии Пилате . «Все будет правильно, на этом устроен мир» — в этих словах, принадлежащих Дьяволу, еще раз подтверждается вера самого автора в закон справедливости. Вообще, на протяжении всего произведения Булгаков доказывает нам, что добро и зло — две вечные категории, не существующие одна без другой. У каждой вещи есть две стороны, тьма не существует без света, как и свет без тьмы. Идиллический мир Мастера, восстановленный в царстве вечного покоя, становится «ущербной» идиллией — он лишается света.
Безусловное добро Левия Матвея и Иешуа неожиданно бледнеет рядом с веселым и обаятельным злом Воланда и его свиты. Верность ученика оборачивается непониманием и искажением идей учителя — и приводит к отречению или забвению. Безумие, отменяющее здравый смысл, в романе оказывается самым верным путем к постижению сокровенных тайн бытия — подлинное прозрение приходит к героям, как это ни парадоксально, в клинике Стравинского. В конечном итоге, сам главный герой — Мастер — несет в себе черты не только Иешуа, но и Понтия Пилата.
Ведь писатель отрекся от своего романа, как и Пилат предал Иешуа. И оба они понесли заслуженное наказание. Отречение — от романа или от истины, поиск покоя и осознание трусости как самого страшного порока — вот что связывает творца и героя его романа.
Таким образом, в романе Булгакова сюжет формируется так, что каждый его участник и каждый элемент выступает в двойственном значении. Мастерство же писателя состоит в том, что эти значения не исключают, а дополняют друг друга, заставляя читателя в «вещах несовместных» увидеть общие черты.