Образ княжны Марьи в романе Л. Толстого «Война и мир»
В романе «Война и мир» Толстой рисует, мастерски и убедительно, несколько типов женских характеров и судеб. Порывистая и романтичная Наташа, становящаяся в эпилоге романа «плодовитой самкой»; красивая, развращенная и глупая Элен Курагина, воплотившая в себе все достоинства и недостатки столичного общества; княгиня Друбецкая — мать-наседка; юная «маленькая княгиня» Лиза Болконская — нежный и скорбный ангел повествования и, наконец, княжна Марья, сестра князя Андрея. Княжна безвыездно живет в имении Лысые Горы со своим отцом,
И далее Толстой словно поражен увиденным: «Глаза княжны, большие, глубокие и лучистые , были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». Наряду с князем Андреем, княжна Марья показана нам в романе как совершенный, абсолютно цельный
И это ее светом лучатся глаза Марьи. Княжна Марья умна, романтична и религиозна. Она покорно переносит эксцентрическое поведение отца, его издевки и насмешки, не переставая бесконечно глубоко и сильно любить его. Она любит «маленькую княгиню», любит своего племянника Николая, любит предавшую ее компаньонку-француженку, любит своего брата Андрея, любит, не умея выказать это, Наташу, любит порочного Анатоля Курагина. Ее любовь такова, что все, находящиеся рядом, подчиняются ее ритмам и движениям и растворяются в ней.
Толстой наделяет княжну Марью удивительной судьбой. Он реализует для нее любые, самые смелые романтические грезы провинциальной барышни. Она переживает измену и смерть близких, ее вызволяет из рук врагов бравый гусар Николай Ростов, ее будущий муж . Долгое томление взаимной влюбленности и ухаживаний и в конце — свадьба и счастливая семейная жизнь. Иногда складывается впечатление, что автор изящно и умно пародирует бесчисленные французские романы, которые были неотъемлемой частью «женского мира» и оказывали значительное влияние на формирование духовного мира русской барышни начала XIX века. Конечно, это не прямая пародия.
Толстой слишком велик для этого. Особым литературным приемом он всякий раз выводит княжну Марью за пределы сюжета. Всякий раз здраво и логично она осмысливает любое «романтическое» или близкое к этому сочетание событий.
Ее ум позволяет ей стоять обеими ногами на земле. Ее развитая романами мечтательность позволяет ей видеть некую параллельную, вторую, «романтическую» реальность. Ее религиозность проистекает из ее нравственного чувства, она добросердечна и открыта миру. Несомненно, в этом контексте привлекает внимание литературная предшественница княжны Марьи. Это, конечно же, Лизанька из «Пиковой дамы» Пушкина.
В некоторых случаях рисунок их судеб совпадает до мелочей. «Лизавета Ивановна была домашней мученицею, — пишет Пушкин. — Она разливала чай и получала выговоры за лишний расход сахара; она вслух читала романы и виновата была во всех ошибках автора». Как тут ни вспомнить жизнь княжны Марьи с ее отцом в Лысых Горах и в Москве! В образе княжны Марьи гораздо меньше литературной типичности и гораздо больше живой трепетной души и человеческой привлекательности, чем у других женских персонажей романа.
В ее судьбе вместе с автором живое участие принимаем и мы, читатели. Во всяком случае, истинное удовольствие доставляет описание ее уютного семейного счастья с ограниченным, но глубоко любимым мужем среди детей, родных и близких.