Тема сочинения. об эпизоде как методическая проблема. в старшей. школе
Не секрет, что формулирование тем Сочинения, в особенности выпускного, никогда не было задачей сугубо методической. На протяжении как минимум последних двадцати лет кое-что в подходах неоднократно менялось, порой принципиально, хотя и ненадолго.
Те, кто предложил несколько лет назад включить в число экзаменационных тем анализ эпизода, тем самым обозначили важный поворот в текстуальном изучении эпического и драматического произведения в школе. Традиционная методика, несомненно, уделяла этому внимание. Да и сама логика изучения такого
В то же время обе эти формулировки имеют очевидные недостатки, чем, по-видимому, и вызвана последовавшая замена одной на другую. Если подходить к теме формально, то, чтобы сочинение о роли эпизода обязательно содержало его анализ, требуется дать дополнительный комментарий. С другой стороны, тема «анализ эпизода» не включает в свою формулировку указание на необходимость соотнести фрагмент и целое, и если это
Есть и другие неясные моменты: как анализировать вставные эпизоды, содержащие, например, легенды, сны героев, или эпизоды произведений, написанных стихами. Есть немало и других нюансов, которые пока не получили должного освещения в методике.
Остановимся пока на одной из сторон поставленной проблемы. В каких направлениях может идти трансформация формулировок тем, связанных с анализом эпизода? На наш взгляд, в первую очередь формулировки следует конкретизировать и уточнять. Каким образом — зависит от того, какая цель преследуется при анализе эпизода. Формулировка может задавать как направление анализа, так и уровень интерпретации текста.
Это особенно важно на этапе обучающих сочинений, так как позволяет учащемуся в конечном счете, основываясь на приобретенных умениях, на стадии контрольной или экзаменационной работы даже при отсутствии уточняющей формулировки самостоятельно конкретизировать ее.
Одно из предлагаемых направлений уточнения формулировок — логическое следствие попытки соединить традиционную проблемную тему по всему произведению с материалом конкретного эпизода. Этим достигается, с одной стороны, углубление понимания проблематики произведения, его художественного конфликта, с другой — формируются читательские умения, прежде всего наблюдательность, дается установка на максимально внимательное отношение к слову писателя. Вот несколько примеров возможных формулировок.
Теория Раскольникова как «наполеоновская» идея. «Мысль семейная» в эпизоде «Приезд Николая Ростова в отпуск» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». «Мысль народная» в эпизоде «Отъезд Ростовых из Москвы» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Проблема народного счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» .
Попробуем предвосхитить критические замечания со стороны коллег. Да, возможно, предлагаемый подход ограничивает инициативу учащегося и степень его самостоятельности при анализе эпизода, но это с лихвой компенсируется тем, что пишущий отчетливо видит рамки задания, отчасти даже содержательную и композиционную логику будущего сочинения.
Прокомментируем сочинения школьника на одну из предложенных тем.