Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…»

В лирике Тютчева любовь, как правило, носит оптимистичный характер. Эта тема связана с философской темой, потому что приводит лирического героя к выводу о несовершенстве земной природы человека. Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» входит в денисьевский цикл, героиней которого была Елена Александровна Денисьева . В одном из произведений цикла поэт называл дату начала их любви — 15 июля 1850 г. В течение четырнадцати лет Е. А. Денисьева была музой и тайной женой Тютчева. В стихотворении десять четверостиший , написанных четырехстопным

ямбом с перекрестной рифмовкой.

В восьми средних восстанавливается история отношений «ее» и лирического героя. Образ возлюбленной создается на основе реальных впечатлений, но главным в нем становится характеристика героини как романтической жертвы судьбы. Любовь в земном мире — это слепая, губительная страсть, страдание, мученье, позор. Лирическая концепция выражена в оксюмороне, начинающем первое и десятое четверостишия — «О, как убийственно мы любим…».

В последней строфе его значение усилено восклицанием. При первой встрече лирического героя поразили в Ней «волшебный взор»,

свежий румянец, «смех младенчески-живой». Героиня показалась ему воплощением цветущей юности, и он гордился своей победой, очарованный ее прелестью. Третья и четвертая строфы стихотворения представляют собой воспоминание о ее облике, сопровождающееся риторическими вопросами . Изменения произошли так быстро , что их стремительность заставляет искать виновников. Среди них не только ход времени, но и сам лирический герой.

В шестой строфе он представлен в качестве орудия судьбы, чья любовь внесла в жизнь героини незаслуженные страдания, потребовала отречься от земных радостей. Продолжение этой мысли в седьмом четверостишии приводит к пониманию жизни как обреченности на ужасные испытания, помогающие человеку понять ее сущность. Так, личностная боль становится доказательством объективной истины, философское содержание стихотворения выявляется в обрисовке лирической ситуации. Мучением стала любовь на земле — в мире низменных стремлений , господства толпы , пытающейся «в грязь втоптать» цветы чувств . Восьмая строфа проясняет романтическую суть образов. Особый драматизм переживанию придает осознание лирическим героем своей вины.

Его искренняя любовь вызвала у избранницы ожесточенье, боль из-за того, что он не смог справиться с предопределением судьбы, оказался проводником ее злой воли. В девятом четверостишии любовь предстает злым огнем, сжигающим без остатка, оставляющим лишь пепел земных очарований: исчезли розы ланит, блеск очей, улыбка. Они были недолговечным сном о красоте, иллюзией вечного лета.

Философская проблематика этого стихотворения сосредоточена вокруг выяснения вопроса о смысле жизни. Его лирический герой погружен в мечты, содержание которых обрисовывается необычным образом. Размышляя, он бродит по улицам, видя вокруг суету и «многолюдство».

Не оставляют его раздумья и в компании друзей — «юношей безумных». Несмотря на то, что приводятся свидетельства его рассеянного светского времяпровождения, в тексте создается ощущение мрачной безысходности. Мечты лирического героя — это мысли о смерти. Каждого из встреченных им на жизненном пути он представляет в грядущем «под вечными сводами». Природа навевает думы о скоротечности человеческого существования — «века забвенного» по сравнению с бытием «патриархов лесов».

Конец жизни для героя — вполне конкретное событие, его ожидание выглядит как лишенное всякой идеализации превращение в «охладелый прах», «бесчувственное тело». И, тем не менее, переживание лишено трагизма, так как эмоциональный акцент переносится на осознание красоты и многообразия жизни. Ее ценности не тускнеют от принятия неизбежности их внезапного конца. Философским смыслом стихотворения оказывается возвышение скоротечного, но неповторимого «века» личности, осознавшей свое место в вечной природе, соединяющей время и пространство в единое целое. Признание значительности человека ведет к философскому субъективно-психологическому освобождению от страха смерти, к радостному приятию жизни.

В последней строфе стихотворения ассонансный звук «у» выделяет слова, имеющие жизнеутверждающее значение , что свидетельствует о пересмотре привычных оценок. Для лирического героя стихотворения Тютчева «О, как убийственно мы любим…» реальность становится доказательством не только того, что любовь — цветение души, пока она остается в ее глубине, но и значения личности. Сознавая, что при столкновении с действительностью исчезает «очарование», мечты превращаются в грязь, «пепл», сама любовь становится средоточием мировых противоречий, романтический лирический герой вступает в конфликт с судьбой, подтверждая, что готов, хотя бы ценой мучительных переживаний, доказать равновеликость соединяющей людей любви «буйной слепоте страстей» небожителей.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…»