Знание — счастье?
Прежде чем ответить на вопрос, является ли знание счастьем, определим, что значит слово «знание». В Толковом словаре Ожегова мы находим несколько значений: «совокупность сведений в какой-нибудь области» и «результаты познания, научные сведения». Получается, если мы говорим о человеке «знающий», то имеем в виду, что он образованный, эрудированный, обладающий широким кругозором.
Приносит ли такое знание счастье? Возьмем для примера героев пьесы А. П. Чехова «Три сестры». Брат и сестры Прозоровы — очень образованные,
Им скучно и душно существовать в маленьком городке, они стремятся жить полной жизнью, дышать полной грудью. Прозоровы стремятся в Москву, где, как им кажется, сбудутся все их надежды, мечты, где они будут счастливыми. Но в своей реальной жизни эти герои несчастливы.
Брат, Андрей, мечтает преподавать в Московском университете. Здесь он не может реализовать свой потенциал. Жена Андрея — существо, на порядок ниже его по развитию, которая тянет героя на «дно». Сестры Прозоровы — Ольга, Маша и Ирина — все несчастны по-своему.
Ольга — самая старшая из сестер — учительница
Ее муж, учитель гимназии Кулыгин, ограниченный человек, в котором героиня уже давно разочаровалась. Маша влюбляется в подполковника Вершинина, который также несчастлив в семье. Но и это чувство двоих людей обречено на неудачу.
Ирина стремится жить на благо других, она хочет трудиться и сделать счастливыми всех людей на земле. Все свои надежды героиня связывает с Москвой, в которой семья Прозоровых жила в детстве. Однако мечты и стремления так и останутся для героев несбыточными мечтами. Или возьмем другой пример.
В рассказе А. И. Куприна «Суламифь» рассказывается о любви царя Соломона и простой девушки Суламифь. Известно, что Соломон был одним из самых мудрых и знающих царей, вошедших в историю. Его знания дополнялись жизненной мудростью и тонким, проницательным умом. Но и это не помогло библейскому царю спасти свою возлюбленную от гибели, а свое сердце от краха, мучительной трагедии, страдания.
Всего несколько дней провели влюбленные вместе, всего несколько дней они были счастливы так, как немногим это удается. Но ревность разрушила это счастье — одна из жен царя отравила Суламифь, и царь ничего не смог сделать, чтобы спасти свою возлюбленную. Мы видим, что знания не всегда являются гарантом счастья для человека. Но возникает другой вопрос — может ли человек в трудную минуту жизни найти опору и поддержку в знаниях?
Я думаю, что да, может. Это мое личное убеждение, которому есть подтверждение и в классической литературе. Так, Пьер Безухов, мучительно осознавая свой путь, свою дорогу в жизни, искал его в знаниях.
Недаром он приходит в стан масонов, где становится одним из виднейших деятелей. Но свою опору это герой нашел в другом знании — народной мудрости, которую Безухову открыл Платон Каратаев. Автор отмечает, что Каратаев говорил «с той нежно-певучей лаской, с которой говорят старые русские бабы». Платон всегда разговаривал какими-то поговорками.
От этого образа веет некой древней русской мудростью, спокойствием, благостью. Каратаев утешает Пьера: «Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить! Вот так-то, милый мой.
А живем тут, слава богу, обиды нет. Тоже люди и худые и добрые есть». Это очень добрый человек, любящий все живое вокруг. Примечательно, что Каратаева любят животные: к нему ласкается собака, живущая в тех же балаганах, что и военнопленные.
Этот простой человек обладал удивительно мудрым взглядом на жизнь. Он считал, что все происходит в этом мире к лучшему. Каратаев не сетовал на то, что его за провинность забрали в солдаты: «Что ж соколик, — говорил он изменяющимся от улыбки голосом, — думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех.
А у брата меньшого сам-пят ребят,- а у меня, гляди, одна солдатка осталась…» Герой верит в справедливость жизни, только она не всегда видна явно. Чтобы ее разглядеть, нужно быть мудрым и наблюдательным человеком. Именно этому Безухов учится у Каратаева, обретая мудрость жизни и душевное спокойствие, гармонию. Мне сложно ответить на вопрос, приносит ли знание счастье.
Знание делает человека более тонким, восприимчивым, более глубоким и понимающим. Но может ли оно принести счастье? Если мы говорим о знании как о возможности человека предвидеть какие-то события, как о ясновидении, тогда, конечно, не всегда знание — это счастье. Если же знание — это синоним образования, образованности, воспитанности, то и здесь вопрос остается открытым.
Но что несомненно для меня, так это то, что знания могут обеспечить человеку опору и поддержку, могут оказать ему помощь в трудную минуту, могут помочь достигнуть счастья.