Тема Родины в лирике А. Блока
В сборник стихов о России, наряду с новыми, впервые появившимися стихами, были помещены стихи, напечатанные несколько лет назад. И каждое стихотворение несет в себе определенную идейную нагрузку, оно — своеобразное звено в цепи. Открывается книга циклом стихов о Куликовом поле. Этот цикл задает тон всему сборнику — просветленную грусть и мудрую любовь поэта к России, — даже такой: … И под лампадой у иконы Пить чай, отщелкивая счет, Потом переслюнить купоны, Пузатый отворив комод, И на перины пуховые В тяжелом завалиться сне…
Сколько
В стихотворении «На поле Куликовом» небесная Возлюбленная охраняет спящих воинов: И когда наутро, тучей черной Двинулась
Это старая Русь. Ее толкование сходно с пушкинским; «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит…» И сам не понял, не измерил, Кому я песни посвятил, В какого Бога страстно верил, Какую девушку любил, — говорил поэт. Но Блок не жалеет Россию: Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу… Он твердо верит в ее будущее: Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты… В «Последнем напутствии» возникают любимые образы: …
Еще леса, поляны, И проселки, и шоссе, Наша русская дорога, Наши русские туманы, Наши шелесты вовсе. Поэта волнует не политическая судьба родной страны, а спасение ее живой души. К судьбе России он подходит не как мыслитель с отвлеченной идеей, а как поэт — с интимной любовью. Россия для него — Возлюбленная, и как меняются ее черты — от Прекрасной Дамы до музы последних стихов, так и чувство к родине выражается в меняющихся символах романтической любви.
Сначала как невеста, жена или мать она напоминает своими светлыми чертами Возлюбленную: … Вот она — с хрустальным звоном Переполнила надежды, Светлым кругом обвела… … Это — легкий образ рая, Это — милая твоя…
Только Блок, со свойственным ему личным чувственным, интимным восприятием, может полюбить такую Россию и признаться ей: Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи… Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, — Как слезы первые любви! Но интимно-личное у поэта неотделимо от вселенского: образ невесты, жены связан с вечной красотой Прекрасной Дамы, Мировой Души… В более позднем творчестве тема родины, а впоследствии и революции, у Блока стала связываться не только с идеалом Вечной Женственности, но и с духовно-нравственным мотивом и образом Христа. Часто эти два образа сливаются: О том, что было, не жалея, Твою я понял высоту: Да.
Ты — родная Галилея Мне — невоскресшему Христу. И пусть другой тебя ласкает, Пусть множит дикую молву: Сын Человеческий не знает, Где преклонить ему главу. Образ Христа в творчестве Блока, с одной стороны, носит лирический характер, а с другой — эпический, народный. О таком Христе Блок говорит в стихотворении «Родина»: Когда-то там, на высоте, Рубили деды сруб горячий И пели о своем Христе.
В образе Христа, весть о котором идет из темной России, нет смирения, он несет возмездие: И капли ржавые, лесные, Родясь в глуши и темноте, Несут испуганной России Весть о сжигающем Христе. Эпический и лирический образы Христа из стихов о России, соединившись, станут в поэме «Двенадцать» трагическим символом «русского строя души». Итак, мы проследили эволюцию темы родины в творчестве Блока от идеала Вечной Женственности — России — Возлюбленной, жены, матери, до сложного, неоднозначного образа Христа, несущего в себе идейные духовно-нравственные искания поэта, а также слияние двух этих образов.