Пути искания места в жизни Пьером Безуховым

Книги Толстого — документальное изложение всех исканий, которые предприняла личность сильная в целях найти себе в истории России место и дело. A. M. Горький Роман «Война и мир» — ярчайшее произведение, ставшее величайшим достижением русской литературы. Л. Н. Толстой захватывает и объединяет в единое целое важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории.

Нам показаны выдающиеся личности, великие исторические события, которые в начале XIX столетия глубоко затронули души многих миллионов людей,

всего русского народа и явились центром событий в этот период времени, впоследствии вошедшего в историю. Любимый герой Толстого — Пьер Безухов. Образ этого героя был задуман и написан как образ будущего декабриста. Не являясь сторонником восстания против царского самодержавия, автор, однако, с большой симпатией относится к дворянским революционерам. Подобно Болконскому, Пьер — честный, благородный, высокообразованный дворянин, человек всесторонне развитый и умный.

Безухов — натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться. Ему свойственны раздумья и сомнения в поисках «смысла

жизни». Путь его сложен и извилист. Толстому очень близки искания его героя, потому что долгое время он сам не мог понять смысла жизни, часто искал его тщетно и напрасно.

Пьер Безухов — это «массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках… Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова, умиравшего в Москве. Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был первый раз в обществе». Так описал своего героя Л. Н. Толстой.

Но несмотря на внешний вид Пьера, Толстой наделил его великолепными человеческими качествами и характером. Правда, Пьер, еще по ранней молодости, только приехав в Петер бург, плохо разбирается в людях. Лицемерие и ложь он принимает за правду, сочувствует ложному страданию. И потому только, столкнувшись с жестокостью этого общества, он ищет спасение в религии.

В этот критический момент Безухов попадает в руки Баздеева. Этот «проповедник» ловко расставляет перед доверчивым графом сети религиозно-мистического общества, которое призывало к нравственному самоусовершенствованию людей и объединяло их на началах братской любви. Пьер понял масонство как «учение равенства, братства и любви», и это помогает ему направить силы на благоустройство жизни крепостных.

Но этого добродушного и открытого человека обманывают и здесь. Богатые, зажиточные крестьяне и управляющий наживаются на добре графа. А значит, быть «добрым помещиком» и «благодетелем» в условиях крепостнической системы — сущая утопия. Масонская деятельность не удовлетворяет Пьера, его хозяйственные «преобразования» терпят крах. Мы знаем, что Отечественная война 1812 г., в особенности Бородинское сражение, сыграло огромную роль в жизни Пьера Безухова.

События 1812 г. выводят молодого графа из состояния душевной опустошенности и разочарований. Безухов участвует в подготовке ополчения. Но он снова терпит неудачу, как и в период масонства, ибо берется за дело слишком горячо, со страстным желанием принести пользу Родине. Его смелая речь, обращенная к московскому дворянству, вызвала всеобщее недовольство.

Однако охваченный патриотическими чувствами Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев, а сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона, или погибнуть, или прекратить несчастие Родины, происходившее, по мнению Пьера, от одного Наполеона. Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент знаменитого сражения. Он понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире — народ.

Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова неизвестного солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва. Один конец сделать хотят». Вид «оживленных и потных» мужиков-ополченцев, «с громким говором и хохотом» работающих на поле, «подействовал на Пьера сильнее всего того, что он видел и слышал до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты».

Еще более тесное сближение графа Безухова с простыми людьми происходит в Москве, в бараке военнопленных. Там он знакомится с солдатом, бывшим крестьянином, Платоном Каратаевым, который, по мнению автора, является частицей народной массы. Пьер понял смысл жизни, который состоял для него в том, что если жизнь есть, то нельзя в ней искать какие-то лишь плохие стороны, а нужно и видеть многое хорошее и брать от жизни все хорошее.

От Каратаева Пьер набирается «крестьянской мудрости», в общении с мужиками «обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Если раньше Безухов замыкался в себе, то теперь он интересуется окружающим его миром, критически оценивает явления жизни. Пьер обрел уверенность и твердость характера, которую стремится все это время найти в себе. Пьер Безухов принадлежит к той лучшей части русского общества, которая влечет вперед по неизведанному пути в удивительное будущее и затрагивает сердца нежным огнем творческого поиска.

Пьера, как передового человека своего времени, характеризует его личность: его стремление к лучшему, его непримирение с обществом, которое зачастую его душило и унижало. Кроме своей историчности, роман «Война и мир» — это переплетение судеб многих людей. Главная мысль этого романа — общечеловеческое единение.

Оно важно, актуально, злободневно, проникнуто патриотизмом и героизмом русских людей.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Пути искания места в жизни Пьером Безуховым