В чем трагедия Евгения Онегина и Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина
«Евгений Онегин» — основное произведение А. С. Пушкина. В нем писатель воплотил главный замысел поэта — дать образ героя времени, портрет своего современника — человека XIX столетия. Образ Онегина — это сложное и противоречивое сочетание многих положительных качеств и многих недостатков.
Наряду с ним образ Татьяны самый значительный и важный в романе. Отношения между ними составляют основную сюжетную линию пушкинского романа в стихах. Татьяна также представительница новой, молодой России. Как Онегин, который «для всех…кажется
Но то, что Татьяна влюбилась в него, не случайно. В отличие от столичного денди Евгения, Татьяна выросла в «глуши забытого селения», в атмосфере преданий простонародной старины. Если сопоставить детство, отрочество и юность Татьяны и Евгения, становится ясно, что они прямо противоположны друг другу.
У Евгения — иностранцы-гувернеры; у Татьяны — простая русская крестьянка. Она — «ранняя пташка», просыпается на рассвете, подобно крестьянским
Пушкин сообщает, что его героиня по-русски знала плохо, то есть, не владела русским литературным языком: письмо к Онегину она пишет по-французски. Под подушкой у Татьяны французская книжка, но видит она русские, «простонародные», сны. Она, выросшая в среде провинциального дворянства, не умеет лгать и притворяться. Ее любовь, естественная и живая, именно поэтому прекрасна.
Она «любит не шутя». Другой! …Нет, никому на свете Не отдала бы сердце я! То в вышнем суждено совете… То воля неба: я твоя.
Вот мимо всего этого Онегин и проходит. Он испугался подлинных чувств, потому что привык к светской фальши, игре, а искренность Татьяны испугала, даже оттолкнула Евгения. Даже тогда, когда в последней главе в его охладевшем, давно «потерявшем чувствительность» сердце внезапно вспыхивает большое чувство, он увлекается не той Татьяной, какой она была в деревне, «в глуши лесов», в окружении русской природы, «не этой девочкой несмелой, влюбленной, бедной и простой». Этой Татьяной Онегин пренебрегал, останься она в той же «смиренной доле», пренебрег бы ею и сейчас.
Он стал «томиться жаждою любви» к Татьяне, обрамленной великолепной блистательной рамой петербургских светских гостиных, — «равнодушною княгиней», «непреступною богиней роскошной царственной Невы». А ведь все лучшее в духовном облике Татьяны — ее высокое душевное благородство, искренность и глубина чувств, верность долгу, — связано с ее близостью к простому, народному. Ей самой «душно здесь», в этой новой среде, в которой она стала так пленительна Онегину.
Она ненавидит «волненье света», презирает окружающую ее «постылой жизни мишуру», «весь этот шум, и блеск, и чад». Вот почему Татьяна, продолжая любить Онегина, называет его вдруг загоревшуюся любовь к ней «мелким чувством». Здесь она и права, и не права. Повод к внезапной вспышке этой любви был действительно мелок — «запретный плод вам подавай, а без него вам рай не рай». Но Онегин полюбил Татьяну искренне и беззаветно, уже поэтому он заслуживает некоторого снисхождения.
Неожиданная страстная влюбленность в Татьяну произвела в нем переворот, вернула ту «чувствительность» его сердцу, порожденную разочарованием в любви. Она омолодила преждевременно постаревшую душу, наполнила его пустое и праздное существование содержанием и смыслом. Влюбленный Онегин даже чуть было не сделался романтическим Ленским.
Последние слова Татьяны, отняли у Онегина этот смысл, погасившие всякую надежду на личное счастье. Именно чтобы подчеркнуть трагедию героя, Пушкин оставляет Онегина в состоянии сильнейшего нравственного потрясения. Несмотря на взаимную любовь, они не могут быть вместе, быть счастливыми.
А виноваты в этом они сами, их собственные ошибки, их неумение найти правильный путь в жизни и в этом заключается их трагедия.