Конспект урока по биологии в 6 классе «Пасечник В. В»

Конспект урока по биологии в 6 классе «Пасечник В. В»

Жукова Надежда Николаевна

Учитель биологии МОУ «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа»

Верховажского района Вологодской области

Тема: «Введение в биологию»

Слайд 1 .

Тема урока: «Биология — наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов».

Имя урока: «Ах, кружева, кружева!..»

Образовательные цели:

Способствовать усвоению учащимися классификации живых организмов на царства

бактерий, грибов, растений и животных; классификации сред обитания организмов на водную, почвенную, наземно-воздушную, организменную среды.

Способствовать пониманию учащимися многозначности термина «кружева» .

Развивающая цель:

Способствовать формированию общеучебных умений и навыков: учебно-информационных умений классификации, схематизации учебного материала.

Воспитывающая цель:

Способствовать эстетическому восприятию учащимися объектов живой и неживой природы.

Мотивация:

Ребята! В русском языке существует слова, имеющие не одно, а несколько значений. С одним из таких многозначных

терминов мы и познакомимся сегодня.

Определим это понятие.

Слайд 2 . Что общего?

1 группа фотографий: белый гриб, воздушный купол плодов одуванчика, гроздь винограда, закат солнца.

Озвучивание ответов учащихся: округлая форма, круг…

2 группа фотографий: вязаное изделие, бусы, паутина, парашют.

Озвучивание ответов учащихся: нитки, нить…

3 группа фотографий: Эйфелева башня, кованная решетка моста, узор из бумаги — квиллинг, флюгер.

Озвучивание ответов учащихся: ажурность, красивый узор.

У нас появилось три ключевых слова:

Круг + нить + ажурный узор = ? Слайд 3.

Обобщающее слово — кружево. Итак, мы нашли многозначный термин — «кружево». Поэтому и имя нашего урока «Ах, кружева, кружева!..»

Вот уже больше двух столетий вологодские мастерицы плетут с помощью иголок, крючка и коклюшек волшебной красоты кружева. Отличительной особенностью вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон. Вследствие этого крупные и плавные формы орнамента очень выразительно выделяются непрерывной линией, ровной по ширине на всем протяжении узора.

Белоснежные узоры вологодского кружева называют «нетающим инеем».

Раньше кружево плели только с помощью иголок и поэтично называли его «стежком в воздухе».

Слово «кружево» происходит от слова «окружать» — украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей. Кружевоплетение было известно на Руси издавна. Им занимались женщины всех сословий.

Платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей; в народной одежде использовалось кружево из льняной пряжи, а с конца XIX века — из хлопчатобумажных нитей.

Кружево используется также в оформлении интерьера в виде декоративных панно, скатертей, покрывал. Кружевоплетение развито в таких странах как Бельгия, Мальта, Россия, Турция, Франция.

Кружевоплетение — древнее, таинственное и удивительное рукоделие. Оно всегда привлекало внимание своим изяществом, тонкостью исполнения, затейливостью рисунка. Коклюшечное кружево воспроизводит разнообразные природные мотивы.

Пальцы, легкие и проворные,

Заплетают, вспорхнув едва,

Как мороз по стеклу, узорные

Вологодские кружева. /Рождественский Всеволод /

Все Вы ловили зимой летящие снежинки, удивляясь их красоте, вырезали их из бумаги на Новый год. Производственное объединение кружевниц в г. Вологде тоже называется «Снежинка». Примеры вологодских кружев в виде снежинок мы видим на Слайде 3.

Обратимся к этимологии слова «кружево»

Кружево, по Ожегову — узорное сетчатое плетение из нитей.

Синонимы слова «кружевной»: легкий, сетчатый, сквозной, узорчатый, ажурный.

Общим признаком всех видов кружева являются дырки разных диаметров между нитками, которые образуют узор. Ребята! Давайте поработаем со словом кружево . Создадим «снежинку» из слов с корнем «круг», «круж» .

Озвучивание ответов учащихся:

Окружался

Закружило

Какие устойчивые словосочетания со словами кружево , кружевной Вы можете назвать?

Отделать платье кружевами.

Плести кружево на коклюшках.

Плести кружева — обманывать

Тем, кто выше, лесть как кружево плели.

Кружево молодых листьев

Кружевной промысел

Кружевная накидка

Кружевной воротник

Ажурные кружева

Снежные кружева

Каменное кружево

Грибное кружево

Пенные кружева

Цветочные кружева

Кружева Деда Мороза

Кружева ветвей

Причудливое кружево

Рукотворное кружево

Нерукотворные кружева

Кружевная вуаль

Кружево паутины

Круги по воде, как кружева

Кружевные облака

Праздничные кружева

Кружевная тень листвы

Вологодские кружева

Старинные кружева

Кружевная свадьба

Кружевной платочек…

Тем, кто затрудняется в выполнении данного задания, я предлагаю подсказки — стихи.

Ребята! Классифицируем кружева! по определенным признакам.) Какие бывают кружева?

Слайд 4.

Классификация кружев:

Кружева в неживой природе

Сезонные кружева

Кружева в растительном мире

Цветочные кружева

Кружева в животном мире

Грибные кружева

Необычные кружева…

С данного слайда по гиперссылкам осуществляется произвольный показ фотографий кружев в природе. Слайды 5 — 14.

По ходу просмотра учащиеся подписывают на лучах снежинки «виды» кружев.

Слайд 15.

Окружают меня кружева —

Одуванчик, дрожащий едва,

Пенный гребень на гладкой волне

И узор на морозном окне.

Кружева — в стрекозиных крылах,

И в летящих сквозных облаках,

В паутине воздушной лесной,

В невесомой тени вырезной.

Кружит лист кружевной надо мной,

Заплелась кружевами трава-

Кружева, кружева, кружева.

Леонид Яхнин

Чем же мы занимаемся сегодня на уроке биологии? Плетем словесные кружева! Итак, кружево — это круги + переплетение нитей + ажурный узор.

Когда мы сплетем кружево на бумаге, Вы сразу скажете, что это такое , ведь на других предметах Вы уже их составляли.

По ходу изучения материала учащиеся заполняют схему — кружево.

Вся организмы в природе условно классифицированы учеными на царства.

Изучает все живое наука биология . Запись в схеме ниже слова «царства».

Царств природы — четыре. Дайте названия царствам, используя фотографии.

Слайд 16.

Береза.

Представили данного царства могут быть названы «зелеными», благодаря им все живое дышит, питается.

Озвучивание ответов учащихся:

Царство Растения.

Лось.

Представители данного царства могут быть названы и растительноядными, и хищниками, и падальщиками. Большинство из них активно передвигается.

Озвучивание ответов учащихся:

Царство Животные.

Подберезовик.

Представили данного царства имеют нити грибницы.

Озвучивание ответов учащихся:

Царство Грибы.

Бактерии гниения.

Представили данного царства — микроскопически малы, их не увидишь невооруженным глазом. За быстроту размножения их называют «дробянки».

Озвучивание ответов учащихся:

Царство Бактерии.

А почему же нет царства «Человек»? Куда ученые относят человека? Почему?

Постройте свой вывод с помощью клише:

«Мы не такие…., значит, мы не…» «Следовательно, человек — …»

Озвучивание ответов учащихся:

Не «зеленые», значит, не растения.

Нет грибницы, значит не грибы.

Не «маленькие» , значит, не бактерии.

Следовательно, человек — животное.

Подпишем названия царств на схеме. В каком порядке будем подписывать?

Бактерии , Животные , Растения , Грибы .

Каждое царство изучается специальной биологической наукой: бактерии — бактериологией, животные — зоологией , растения — ботаникой , грибы — микологией . Запись учащимися названий наук в схеме-кружеве.

Все живые организмы взаимосвязаны.

Приведите примеры таких взаимодействий. Покажите на схеме стрелками взаимосвязи организмов между собой — это трофические , топические , фабрические и форические взаимоотношения.

Озвучивание ответов учащихся.

Учащиеся заполняют схему.

Кроме биологии общей наукой является экология — наука о взаимоотношениях организмов и среды обитания . Запись на схеме «экология».

Что такое среда обитания?

Озвучивание ответов учащихся:

Обобщение: Среда обитания — все факторы окружающей среды, действующие на организм.

Факторы делятся на биотические и абиотические факторы. А к каким факторам мы отнесем воздействие человека на организмы?

Озвучивание ответов учащихся:

К биотическим. Человек — живой… Он убивает животных…

Он садит растения…

К абиотическим. Он строит плотины, через которые не могут проходить рыбы… Он забывает потушить окурок, от пожара погибает лес…

Действительно, некоторые ученые называют воздействие человека на природу специальным термином — «антропогенный фактор» .

Учеными определены 4 среды обитания организмов. Найдите на схеме — кружеве условные обозначения этих сред, постарайтесь назвать их. Проверим их с помощью Слайда 17.

Подпишем среды обитания организмов.

Рефлексия:

Какой иностранный язык Вы начали изучать на биологии?

Где встречаются кружева?

Как на научном языке называется «сплетенное» нами кружево?

Что необходимо, чтобы перевести текст в схему? Каков алгоритм составления схемы?

Домашнее задание по выбору:

1.Сочинение «Мотивы бабушкиных кружев».

2.Фотографии «Кружева в природе».

3. Схема — «кружево» на тему «Осенние явления в природе».

4. Свой выбор домашнего задания.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Конспект урока по биологии в 6 классе «Пасечник В. В»