Тема поэта и поэзии в творчестве В. Брюсова
Валерий Яковлевич Брюсов оказал огромное влияние на литературный процесс первой половины 20 века. Он напоминал поэтам, что стихи — это современнейший способ пользоваться человеческим словом и что разменивать его на мелочи «грешно и стыдно». Брюсов мечтал вернуть поэтам то высокое положение, какое они занимали в древнем мире. Программным эстетическим манифестом начинающего поэта стало стихотворение «Творчество».
Субъективная произвольность образов, рисующих творческий акт, преображение реальности передаются автором в подчеркнуто
Миру реальности Брюсов противопоставляет мир любовной медитации. Сознание одиночества у поэта сливается с переживаниями усталости, полной обреченности и в жизни, и в любви. Такими
Он творит идеальный мир мечты, где герой — «властелин безраздельный». Этот мир и представляет для поэта реальность: Создал я в тайных местах Мир идеальной природы, — Что перед ним этот прах: Степи, и скалы, и воды! «Четкие линии гор» Поэт устремлен к идеальным абстракциям — к неземной красоте, вечной любви, грезам искусства. К этому времени относятся известные строки Брюсова: Я действительности нашей не вижу, Я не знаю нашего века, Родину я ненавижу, — Я люблю идеал человека.
Вторая книга стихов Брюсова — это собрание отвлеченных и бесстрастных размышлений об идеальном. Стихотворение, которым он открывается, может стать лейтмотивом всего сборника: Как царство белого снега, Моя душа холодна. ……………………… А я, всегда, неизменно, Молюсь неземной красоте, Я чужд тревогам вселенной, Отдавшись холодной мечте. «Как царство белого снега…» Мир — тени, люди — призраки, страсти — обман. Лишь в сфере искусства поэт видит подлинные ценности.
Свое поэтическое кредо тех лет Брюсов излагает в стихотворении «Юному поэту», которое становится как бы эстетическим манифестом русского декаденства. В этом стихотворении он дает три «завета» подрастающим поэтам: «Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее — область поэта», «Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же полюби беспредельно», «Третий храни: поклоняйся искусству…» В этом стихотворении Брюсов достигает вершин индивидуализма, утверждает величие и всевластие творческой воли художника. Такое понимание темы поэта и поэзии в корне отличалось от существовавших до Брюсова идей и теорий. Свою концепцию искусства, сложившуюся у него к концу 19 века, Брюсов изложил в балладе «О искусстве» . Смысл искусства, говорил поэт, состоит в том, чтобы раскрыть душу художника. Единственным объектом объявлялась личность творца.
Но художник не может примириться со своим одиночеством. Душа его порывается к общению, которое возможно только в искусстве. Цель искусства, по Брюсову, — постижение жизни человеческого духа и создание возможности общения душ.
Но, в отличие от многих других символистов, поэт не сводит постижение искусства к мистике. Эстетические взгляды Брюсова определили его подход к поэтическому слову. Словарь его ранней поэзии тяготеет к экзотике. Брюсов широко использует метафоры, другие средства художественной выразительности.
После Октября 1918 года Валерий Брюсов стремился активно нести культуру в народные массы. В это время он начинает придерживаться другого мнения относительно творчества: «Только поэт-педант сумеет избежать противоречий, только тот, кто не «творит», но делает свои стихи, будет в них постоянно верен одним и тем же взглядам». Тема поэта и поэзии претерпела долгую и значительную эволюцию в творчестве В. Брюсова.
Ее осмысление было тесно связано с эстетической позицией, которую занимал поэт.