Тема любви в прозе М. А. Булгакова
Тема любви в прозе М. А. Булгакова Пожалуй, ни одно произведение русской литературы не пользуется такой, одновременно хорошей и дурной, славой, как роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Сколько ходит слухов о мистических событиях, связанных с этой книгой! А сколько споров по поводу этой книги, и не сосчитать! И дело здесь не только в нестандартности этого произведения, но и в неоднозначности поднятых проблем.
Так, на суд читателей был вынесен роман между Мастером и Маргаритой. Но вспомним: несмотря на то, что именами
Михаил Афанасьевич сразу обостряет конфликт между добром и злом в жизни. И эта идея проходит лейтмотивом через все произведение. Поэтому в любой сюжетной линии, которая раскрывается в романе «Мастер и Маргарита», так или иначе, идет борьба добра и зла. Иногда побеждает тьма, как, например, в изображении
Но некоторые темы остаются пограничными, так сказать двойственными. Такова тема любви главных героев — Мастера и Маргариты. Любовь, настоящая любовь, не бывает грязной. Это провозглашали все писатели русской литературы.
Но она может быть запретной. Такова ситуация между нашими героями. Читатель до конца и беспрекословно поддерживает Мастера и Маргариту, но если судить с общечеловеческих и моральных позиций, то ведь Маргарита изменяла своему мужу, а это не является хорошим поступком.
Да, муж был нелюбим, забыт, и вообще не фигурирует в произведении, но ведь он все-таки есть! И если бы писатель взялся за описание его образа, его страданий от предательства, то мы не настолько поддерживали бы измену Маргариты. Но Булгаков обходит этот вопрос, предоставляя читателям самим думать или не думать на эту тему, он не фокусируется на вопросе зла в этих отношениях, но ведь измена, несомненно, и есть зло… Сам Мастер понимает роковое значение своей любви.
Вот как он говорит об этом в 13 главе: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож! Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя…» Это слова Мастера о его встрече с Маргаритой.
Встреча двух героев произошла в переулке, где не было ни души, что Булгаков особо подчеркивает. Произошла днем в центре Москвы, рядом с многолюдной Тверской, но на улице не было никого… Что это — судьба, рок или случайность?
Нам остается только догадываться, но в душе все равно остается осадок какой-то мистики… Принято считать, что любовь Маргариты, ее самопожертвование явились наградой Мастеру за все те страдания, которые он испытал. Что ж, может, оно и так, но ведь по-настоящему, до конца герои смогли быть счастливы только после смерти, уйдя в «покой». Хотя Мастер и Маргарита были счастливы какое-то время, обитая вместе в «подвале особнячка», но после этого наступила черная полоса, которая могла привести к одинокой смерти героев, если бы не вмешалась нечистая сила.
Получается, что воздаяние за запретную любовь возможно только в «вечном» мире? А в реальной жизни за нее наступает расплата, наказание? Получается, что так.
Таким образом, Булгаков, с одной стороны, подчеркивает запретность таких отношений, а с другой, — их божественность и святость. Он не дает героям быть счастливыми в настоящем, но награждает их покоем в будущем. Но если любовь Мастера и Маргариты так уж плоха, то зачем она вообще была нужна, какое значение имела в жизни героев? А имела она очень большое значение, так как именно любовь, принесшая так много горя, помогает Мастеру и Маргарите преодолеть все трудности, встретившиеся на пути, она очищает и преображает их, она делает их достойными божественной любви. И даже сатанинский обряд, который совершает Маргарита, чтобы вернуть любимого, не смог очернить ее душу, потому что все это она делала ради любви.
Булгаков провозглашает великую силу святого чувства привязанности двух любящих людей. Просто они не вовремя встретились, просто они чуть-чуть опоздали, но их встреча была предопределена, и то, что они все-таки нашли друг друга, — это великое счастье, которое не всем выпадает в жизни. Мастер и Маргарита пронесли свою любовь через всю жизнь, несмотря ни на что, — это тоже заслуживает уважения.
Поэтому они и вызывают у читателя такое восхищение и трепет, поэтому их история остается в памяти как пример великого самопожертвования и великого самообладания.