Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Образ Петербурга присутствует почти в каждом произведении Достоевского. Петербург строился при Петре 1 на “крови и жертвах” простого народа. В нем сошлись Европа и Россия. Писатель не говорит о великолепной архитектуре и красоте города. Преступление и наказание – первый роман русской литературы, в котором кульминация действия происходит в трактирах, на улицах города, в бедных комнатах.

В романе проявились противоречия большого капиталистического города. Я вижу атмосферу бедности, которая угнетает жизнь простых людей. Достоевский

очень подробно изображает интерьеры, стремясь показать убогость и нищету быта.

Действие происходит летом, но автор никогда не показывает нам красоты города. Я вижу, что в описаниях Петербурга в основном используется желтый, красный, зеленый и серый цвета. Основной фон романа – это желтый.

Этот цвет присутствует в описании обоев и мебели в комнатке старухи-процентщицы. В каморке Раскольникова, “Его комната была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отстававшими от стены обоями…”. В квартире Сонечки, в ее комнате “желтоватые, обшмыганные

и истисканные обои”. “Мебель желтого отполированного дерева” в кабинете Порфирия Петровича.

Перстень с желтым камнем на руке Лужина. Как правило, этот цвет ассоциируется с болезнью. Его частое упоминание в романе создает общий нездоровый фон, говорит о болезненной безысходности. Комнаты петербургских домов сравниваются с гробами. В них задумываются и совершаются убийства.

Находясь в комнате Раскольников уверен, что сможет убить человека, а выйдя на улицу, считает свои недавние мысли об убийстве нелепыми и даже смешными. В произведении царит атмосфера бедности и душевной задавленности. В романе возникает образ Петербурга мертвого, холодного, равнодушного к судьбам людей.

Человек в этом городе одинок и никому не нужен. В этих условиях у Раскольникова зарождается страшная теория, дающая право людям совершать преступления. Проявляется в полной мере сущность Мармеладова. Соня, старшая дочь Мармеладова, вынуждена торговать собой, чтобы не умерли с голоду ее близкие.

Сходит с ума Катерина Ивановна. Кончает жизнь самоубийством Свидригайлов. Миколка признается, что в этом городе можно найти все, кроме отца и матери.

Этим автор подчеркивает, что город потерял все, ради чего можно существовать. Достоевский – первый писатель, который сумел показать Петербург изнутри, не светскую жизнь высшего общества, а существование петербургской бедноты. Петербург для Достоевского – это город убийств, ужаса и людского одиночества.




Функции педагога.
Сейчас вы читаете: Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”