Смешон или страшен Молчалин?
Хитрость — это гибрид глупости с развитым житейским чутьем. В. Борисов. Комедия «Горе от ума» была написана в начале XIX века.
Замысел произведения возник у Грибоедова в ту эпоху, когда в России началось зарождение тайных политических обществ. Сам писатель, как известно, был сторонником декабристов, и в «Горе от ума» он изобразил столкновение человека передовых взглядов с реакционной массой дворянства. Главный герой комедии — Чацкий — противопоставлен «фамусовскому обществу». Одним из самых ярких представителей этого
На первый взгляд, Алексей Степанович Молчалин достоин лишь презрения и жалости, настолько он кажется ничтожным. Однако в финале произведения мы видим, что он одерживает моральную победу над благородным и пылким героем. Так смешон или страшен Молчалин?
На мой взгляд, создавая характер этого героя, Грибоедов стремился показать влияние чиновничьей морали на характер и поведение человека. Молчалин — секретарь Фамусова, «состоит» в его департаменте и «числится по архивам». С детства
Во многом благодаря этому герой имеет уже чин асессора, «три награжденья» и продолжает идти к «степеням известным». «Умеренность и аккуратность» — вот спутники этого персонажа. Ему недоступны, в отличие от Чацкого, прогрессивные, новаторские идеи, он не стремится к духовному и умственному развитию. У Молчалина другие идеалы, которые он всеми силами воплощает в жизнь. Так, Алексей Степанович считает своим долгом угождать начальнику и его домочадцам — всеми возможными способами. Не зря ведь Грибоедов вводит в комедию сцену в спальне Софьи — Молчалин готов на все «в угодность дочери такого человека».
Но он трус и не решается «пойти дальше», а лишь прислуживает Софье, как собачонка. Но — и это очень важно — герой не понимает, что поступает по отношению в Софье глубоко непорядочно. Мы помним, что девушка искренне влюблена в Алексея Степановича, а тот лишь притворяется, стараясь угодить дочери начальника.
Размышляя над образом Молчалина, на ум часто приходят слова Сергея Довлатова: «Рожденный ползать — летать не хочет». Они хорошо характеризуют жизненную позицию этого персонажа. Зачем стремиться к высоким идеалам, если все решается гораздо проще?
Молчалин помнит, что «…чтобы чины добыть, есть многие каналы»: Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет… Алексей Степанович следует заветам, завещанным ему его отцом: «угождать всем людям без изъятья». Вот он и старается — льстит всем, кто может быть полезным, считает, что «в его года не должно сметь свои суждения иметь». Но с теми, от кого нельзя получить выгоду, Молчалин уже не столь покладист. Так, со служанкой Лизой он повеса, забывающий о робости и воспитанности: Помада есть для губ, и для других причин С духами скляночки: резеда и жасмин.
Лиза игнорирует фамусовского секретаря, он ей несимпатичен, она и Софью предостерегает от любви к секретарю отца. В конце концов, дочь Фамусова убеждается в низости своего возлюбленного и просит его покинуть дом до зари. Однако в глазах самого Фамусова Молчалин до конца остается безупречным.
И, видимо, расскажи Софья обо всем отцу, он не поверил бы ей. В этом и заключается, кроме всего прочего, сила молчалиных — их нельзя разоблачить! Поначалу кажется, что суть характера этого героя заключается в его «безупречном» лицемерии.
Но на самом деле Молчалин… искренен! Его потому и невозможно разоблачить, что разоблачать-то нечего. Он ничтожен, но не хитрит, не интригует, он просто живет по отцовским заветам.
Юноши грибоедовской эпохи, с которых автор писал своего героя, искренне полагали важным не иметь своего мнения ни о чем, ни в коем случае никому не противоречить, быть со всеми в добрых отношениях. Они искренне верили, что их долг — молчать, слушать и слушаться. Что самое удивительное и страшное, «молчалины блаженствуют на свете»!
В 1833 году К. А. Полевой писал: «… осмотритесь: вы окружены молчалиными». Этот «жалкий» герой к финалу комедии проявляет свое истинное — страшное — лицо. Однако, на мой взгляд, трагедия заключается не в том, что Молчалин плох, а в том, что таких, как он, — много.
И именно они, эти ничтожные людишки, выдвигаются государством на первый план, именно их глупая, мелкая, подлая и пустая смиренность ценится больше подлинного ума и таланта. Страшен не Молчалин, а молчалины. Они заражают и разлагают общество, но они же были рождены этим обществом.
Значит, чтобы избавиться от молчалиных, нужно перевоспитывать не их, а себя, переоценивать собственные ценности, и тогда быть молчалиным станет не нужно и позорно.