«Так знать и любить природу, как умел Бунин, мало кто умеет»
В ряду знаменитых современников Бунин выделяется своей особенной индивидуальностью. Чувства и переживания, выразившиеся в его творчестве, сложны и нередко проти-воречивы. В его ощущениях вещного мира, природы причудливо переплетаются радость бытия и тоска, томленье по неведомой красоте, истине, добру, которого так мало на земле. Не найдя красоты в людях, поэт ищет ее в природе. С неисчерпаемым своеобразием поэтически своеобразного и всегда точного рисунка создает Бунин в прозе и стихах бесчисленные картины природы.
В своего рода поэтической
В стихотворении «Перекресток» лирический герой вынужден вернуться, ибо не знает, по какой дороге идти. Именно
Пейзаж не только оттеняет и подчеркивает чувства героя. Природа в рассказах писателя объясняет человека, формирует его эстетическое чувство. Поэтому Бунин стремится уловить все ее оттенки. Критики его раннего творчества определили Бунина как «певца осени, грусти», награждали его эпитетами «тишайший, умиротворенный». Но в его творчестве можно найти огромное количество примеров, в которых писатель воплотил всю свою сложность, противоречивость, остроту восприятия жизни.
Любовь Бунина к природе была любовью нежной и мучительной. Писатель видит, что красота и гармония природы нарушается уродствами жизни. Из сопоставления жизни дворянских усадеб, деревни с удивительными по красоте пейзажами возникли контрасты, которые обостряют социальную проблематику его произведений. В рассказе «На хуторе» человек как бы растворился в природе, превратился в некую ее частицу: «Как живо чувствовал он свое кровное родство с этой безмолвной природой». В рассказе «Антоновские яблоки» и сегодня поражает тончайшее ощущение природы, умение передать это ощущение в четких и зримых образах.
Чувство Родины рождается из ощущения ее неповторимой, своеобразной, грустной осенней природы. Любовь писателя к пейзажу средней полосы России делает этот неяркий, лишенный броских красок пейзаж изумительно красивым и праздничным. Читатель надолго запомнит и «весь золотой, подсохший, поредевший сад», и «запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести», и «сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада», и многое другое. Одно из самых выразительных мест романа «Жизнь Арсеньева» — описание последних августовских дней, когда щедрая природа уже тронута осенним увяданием и раскрывает перед героем все свои богатства.
Бунин-художник-живописец создает в описании основной цветовой оттенок, который вызывает у читателя впечатление пышного и праздничного: «желтая щетка жнивья», «желтые осы», «желтеющий полевой простор». Здесь природа как бы проникнута взаимосвязанностью с чувствами героя. Природа выступает не фоном, а мерилом душевного состояния человека. Мысли и чувства героя удивительно гармонируют с предосенним описанием природы. В творчестве Бунина тема природы занимает одно из ключевых мест.
Этот мотив становится сквозным, соединяет все наследие писателя. Функции пейзажа крайне разнообразны как в лирике, так и в прозе: эмоциональный фон произведения, выражение чувств героя, контраст к социальному аспекту произведений и др. Бунинское понимание природы есть выражение его философско-эстетической позиции — стремление человека к вселенской гармонии. В своем творчестве И. А. Бунин выступает как непревзойденный певец русской природы, продолжатель традиций и новатор.
По силе эмоционального воздействия бунинский пейзаж трудно сопоставить с каким-либо другим во всей мировой литературе.