«Соглашений мы как-то не помним»
Еще раз к вопросу о предметном учебнике
В заголовок вынесен фрагмент высказывания Ф. М. Достоевского: «Всякий литературный спор кончается у нас тем, что или выживает из лет, надоедает всем и каждому и прекращается сам собой; или одна партия одолевает другую так, что другая замолкает, но единственно от бессилия и истощения; замолкает, а не соглашается. Соглашений мы как-то не помним». Оно, на наш взгляд, как нельзя более точно отражает суть дискуссий о школьных учебниках литературы.
Действительно, любая статья на эту тему вызывает
Проблема современного учебника по литературе — одна из острейших для школы… Это утверждение было и остается своеобразным «общим местом» всех статей, в той или иной степени затрагивающих этот вопрос. Если мы обернемся назад, то убедимся, что именно создание новых учебников по литературе в середине 1990-х годов заставило пересмотреть методологию литературного
Созданная именно в этом формате статья Н. Свириной «Какие учебники нужны школе?» и дискуссия «Каким быть школьному учебнику по литературе?», прошедшая в рамках Дня учителя литературы на Педагогическом марафоне, — лишнее тому подтверждение. Однако мне представляется, что сегодня вопрос об учебнике должен звучать несколько иначе: ведь, обсуждая многочисленные учебные книги и их «идеальные» модели, мы в первую очередь должны определиться, Что такое предметный учебник И каковы его функции.
«Российская педагогическая энциклопедия» определяет это понятие следующим образом: » Учебник, книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы. Для каждой ступени образования и вида учебных заведений, а также для самообразования создаются учебники, отвечающие целям и задачам обучения, воспитания и развития определенных возрастных и социальных групп»