Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Метаморфозы»
Н. А. Заболоцкий очень внимательно относился к живой человеческой душе. Он создал удивительные, психологически тонкие сюжетные зарисовки . Его перу принадлежат и наблюдения над тем, как душа и судьба отражаются во внешности человека . Большое значение для поэта имела также красота природы, ее воздействие на внутренний мир человека. Стихотворение «Метаморфозы» написано Заболоцким в 1937-м году. Это было время социалистического устроения общества, первых пятилеток.
Россия изменилась, изменились и требования к творчеству. В начале 30-х
Его стихотворение — это размышление не над происходящими в стране процессами, а наблюдение над личностью человека, жизнью его души. Самая главная идея произведения — изменчивость мира, а следовательно, и человека. Отсюда и название
Написано стихотворение разностопным ямбом с множеством пиррихиев, что создает особую мелодику стиха. Уже в первой строке произведения выражена, на мой взгляд, основная тема и идея стихотворения. Она сразу дает понимание особого состояния восторженности лирического героя. Графически это подтверждается восклицательными знаками: «Как мир меняется!
И как я сам меняюсь!». Далее поэт поясняет, каким образом происходит это изменение: Лишь именем одним я называюсь, На самом деле то, что именуют мной, — Не я один. Нас много… Сразу следует отметить прерывистое синтаксическое оформление строк.
Стих не заканчивает предложение, мысль переходит на другую строчку, что придает всему стихотворению разговорный оттенок. Далее лирический герой поясняет процесс метаморфоз , происходящих с ним: Я — живой. Чтоб кровь моя остынуть не успела, Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел Я отделил от собственного тела!
Что значит «умирал»? Автор, скорее всего, имеет в виду отказ лирического героя от прошлых идеалов, стремлений и убеждений. Особенно этому способствовало время, в которое жил поэт.
Эпоха начала 20 века принесла немало волнующих перемен. В этот момент лирический герой как бы смотрит на себя со стороны. Он понимает, что раньше не видел всех этих «мертвых тел». Разум героя не может этого постигнуть: И если б только разум мой прозрел И в землю устремил пронзительное око, Он увидал бы там, среди могил, глубоко Лежащего меня…
Мой бедный прах, когда-то так любимый. Те же самые процессы умирания и воскрешения происходят и с окружающим миром, с природой. Эта изменчивость является показателем жизни, так как только смерть неизменна: А я все жив!
Все чище и полней Объемлет дух скопленье чудных тварей. Жива природа. Жив среди камней И злак живой…
Для характеристики жизни, мира «во всей его живой архитектуре» автор вводит символический образ — орган. Тем самым подчеркивается мысль, озвученная Заболоцким немного раньше: «Звено в звено и форма в форму». Орган действительно инструмент очень сложный и прихотливый.
Даже сквозняки могут испортить его непоправимо. Но внешне этот музыкальный инструмент выглядит достаточно внушительно. К тому же, если научиться им «управлять», орган может подарить ни с чем не сравнимые звуки. Так и жизнь — хрупкая и неистребимая одновременно: Орган поющий, море труб, клавир, Не умирающий ни в радости, ни в буре.
А отжившие свой век «тела», по мнению лирического героя, не уходят в небытие, они обретают бессмертие. И делает их таковыми творчество. Так, поэт, к примеру, имеет способность «замораживать» время своими стихами: Как все меняется! Что было раньше птицей, Теперь лежит написанной страницей; Мысль некогда была простым цветком, Поэма шествовала медленным быком. Таким образом, мысль замыкается, и читатель понимает, что хотел сказать автор.
А именно — все изменчиво и все вечно: Вот так, с трудом пытаясь развивать Как бы клубок какой-то сложной пряжи, Вдруг и увидишь то, что должно называть Бессмертием. О, суеверья наши!