Социализация детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Социализация детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В последние 20 лет положение детей в России заметно ухудшается. Данные статистики показывают, что растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно выявляется более 100 тыс. детей.
Последние пять лет многие источники приводят данные о количестве беспризорных и безнадзорных детей, их количество колеблется от 2 до 4 млн. по России.
Наблюдается значительный рост детей, оказавшихся без попечения родителей, т. е. «социальные сироты»,
Социальное сиротство — труднообъяснимая и неестественная ситуация. Усиливается так называемое скрытое социальное сиротство, связанное с ухудшением условий жизни семьи, падением нравственных устоев и изменением отношения к детям, доходящего до вытеснения ребенка из семьи. Обусловлен этот рост в большей степени социально-экономическими причинами.
Обязанности по выявлению детей этой категории возложены на специальные органы — органы опеки и попечительства. Статус детей закрепляется документально в установленном порядке. Существует целая система законодательных
В это же время в этой сфере появилось множество проблем. Традиционные подходы к организации жизни воспитанию и обучению детей — сирот в существующих образовательно-воспитательных учреждениях сегодня не удовлетворяют изменившееся общество.
Социологические исследования показывают неутешительную картину результатов воспитания детей в таких учреждениях. Только по выпускникам детских домов и школ-интернатов статистика приводит следующие соотношения: 40% — зарегистрированные правонарушители, 30% — алкоголики и наркоманы, 10% — суициденты.
Но даже те, которые не входят в эти статистические данные, как правило, с трудом могут, покинув стены сиротских учреждений, самостоятельно адаптироваться к жизни в обществе, найти в ней свое место, устроить быт, создать семью.
Как показывают исследования педагогов и психологов и наши наблюдения, общее физическое и психическое развитие таких детей значительно отличается от их сверстников, растущих в семьях. У них, как правило, замедлен темп психического развития, ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, воображение, позднее и хуже формируются навыки саморегуляции и правильного поведения. Эти негативные явления возникают как результат сенсорной, эмоциональной, психической депривации, которые характерны для детей, воспитывающихся вне семьи.
К депривации же приводят недостаток ухода, заботы и ласки со стороны родителей, отсутствие привязанности самого ребенка к родителям, той эмоциональной, теплой атмосферы, которая обычно дает ребенку благополучная семья. Психическая депривация не только деформирует личность ребенка, но и является фактором, ведущим к нарушению психического развития, создает препятствия на пути успешной социализации и интеграции в общество.
Неудовлетворение потребности в общении со взрослым и сверстником приводит к нарушениям овладения игровой деятельностью. По нашим данным, Дети, оказавшиеся без попечения родителей, зачастую не имели дома игрушек, книг, предметов, не знают никаких игр, плохо умеют играть с игрушками — быстро ломают, портят, теряют их, примитивно используют их в игре. Основным видом деятельности у них на улице наблюдается беготня, догонялки и дразнилки или уход от всех, одиночество, ничегонеделание. Они не умеют играть ни в сюжетно-ролевые игры, ни в игры с правилами, ни в игры — драматизации. В лучшем случае им доступны простейшие игры — манипуляции, характерные для более маленьких детей.
Отсутствие игры в данном возрасте говорит об упущенных возможностях, которые вряд ли удастся восполнить.
По данным А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, Л. Я. Олиференко всем воспитанникам школ-интернатов в целом присуща одна характерная черта — Нарушение социализации в широком проявлении : неумение вести себя за столом, отсутствие навыков гигиены, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, отсутствие ценностных ориентаций, гиперсексуальность, воровство, лживость, жестокость, утрата интереса к труду, лень, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, утрата интереса к знаниям, дурные привычки, бездуховность.
Исследования многих ученых показывают также, что выпускники интернатных учреждений испытывают недоверие к людям, бывают либо зависимыми, либо чрезмерно критическими к другим, отличаются неблагодарностью, при желании создать семью часто терпят неудачу. У таких детей очень сильно нарушена социализация, т. е. процесс вхождения в социальную среду, усвоения ими социального опыта, приобщения к системе социальных связей.
Нами социализация рассматривается как процесс взаимодействия человека и социальной среды, преобладание социального опыта в свои ценности, ориентации, установки: отношение к другому человеку как к самоценности; способность сострадать, сопреживать, проявлять заботу о ближнем, возможность самопроектирования своего будущего.
Особенностью социализации воспитанников школы-интерната является замещение главного института социализации — семьи — учреждением, что приводит к деформации процесса социализации. Все перечисленные причины определяют особенности социализации воспитанников, которые наиболее ярко характеризуют выпускников интернатных учреждений. Для выпускников, по данным исследований психологов, педагогов, социальных педагогов и нашим данным, характерно наличие следующих черт:
— иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности;
— трудности в общении, отсутствие избирательности общения;
— инфантилизм, замедленное самоопределение, непринятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы;
— перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения;
— неуверенность в себе, своем будущем, агрессия по отношению к внешнему миру;
Практика показывает, что система воспитательно-образовательной работы в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не готовит воспитанников к самостоятельной жизни в обществе. Несмотря на огромные материальные затраты государства на методическую организованность, на педагогические ухищрения коллектива, на наполненность разными мероприятиями и кружками свободного времени, выходя из учреждения воспитанники в большинстве своем нередко становятся асоциальными личностями: зависимыми, не способными к самостоятельной жизни, часто эмоционально глухими жестокими. Можно предполагать, что данный тип личности формирует система ценностей всей жизни в детском доме или школе-интернате.
Одна из причин такого положения заключается в том, что в воспитательной системе школ-интернатов направление отношений между воспитанниками и взрослыми — это воздействие.
Администрация воздействует на педагогов, а взрослые — на детей. В такой системе отсутствует взаимодействие, а дети копируют эту модель, и в контактах между ними нет взаимодействия «на равных». Свое общение они строят по вертикали: одни приказывают, требуют, критикуют, наказывают, другие подчиняются, сопротивляются и т. д.
Авторитарная система не предусматривает проявление инициативы ни у педагога, ни у ребенка. Существующая система поддерживает только выполнение жесткой программы, зачастую игнорируя любую инициативу.
В воспитательной системе школы-интерната не предусматривается ни выявлений желаний ребенка, ни оказание помощи в их реализации. Свобода выбора как возможность самостоятельного принятия решения практически исключается.
Личность ребенка подавляется или ребенок воспитывается в рамках жесткого подчинения дисциплине, что приводит к деформации личности и со временем это закрепляется. Полученный личностный опыт ребенка не включает его чувства, до них никому нет дела. У ребенка остается всего два выбора: быть пассивным, подчиненным или сильным, властным, жестоким, чтобы влиять на других.
Кроме того, педагогов для работы с данными категориями детей нигде специально не готовят. Профессионально не подготовленные взрослые не могут создать обстановку, благоприятную для психического и личностного развития ребенка.
По мнению Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко, А. В. Быков и нашему мнению система работы в таких учреждениях деформирует и личность педагога, его эмоциональную сферу. Это приводит к проявлению раздражительности напряжения, усиливает жесткое, холодное отношение к детям. В практике наблюдается также отсутствие единого подхода к воспитательному процессу, что культивирует у детей двойную мораль, приспособленчество, агрессию как форму протеста и т. д.
Таким образом, в учреждениях для детей-сирот сложилась обстановка, затрудняющая нормативное развитие и жизнь воспитанников. Сегодня четко определяется необходимость создавать приемлемые условия для жизни ребенка и обеспечивать становление его как полноценной личности.