Учебник стихосложения

Примеры стихотворных размеров Ямб : трехстопный ямб: Я Вам пишу письмо, Чего ж мне написать?.. четырехстопный ямб: Я к Вам пишу, чего же боле, Что я могу еще сказать? пятистопный ямб: Я Вам пишу письмо, чего же боле, Хотя мне, право, нечего сказать… шестистопный ямб: Я Вам опять пишу письмо, чего же боле, И мне по-прежнему Вам нечего сказать… Хорей : трехстопный хорей: Наша Таня плачет: Утопила мячик четырехстопный хорей: Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик. пятистопный хорей: Наша Таня очень громко плачет: Сдуру утопила в речке мячик…

Дактиль : двухстопный дактиль: Крутится шар Над головой. трехстопный дактиль: Крутится, вертится шар Прям над моей головой…. четырехстопный дактиль: Крутится, вертится шар голубой, Крутится, вертится над головой. пятистопный дактиль: Крутится, вертится бешенно шар голубой Над от похмелья трещащей моей головой… Амфибрахий : двухстопный амфибрахий: Союз нерушимый Сплотился однажды… трехстопный амфибрахий: Союз нерушимый навеки Сплотила великая Русь… четырехстопный амфибрахий: Союз нерушимый республик свободных Сплотила навеки великая Русь… пятистопный амфибрахий: Союз нерушимый республик навеки свободных
Сплотить попыталась однажды великая Русь….

Анапест : двухстопный анапест: До свиданья, медведь! Возвращайся в свой лес. трехстопный анапест: До свиданья, мой ласковый мишка! Возвращайся в свой сказочный лес. четырехстопный анапест: До свиданья, мой ласковый мишка!

Прощай! Возвращайся скорее в свой сказочный лес. пятистопный анапест: До свиданья, мой ласковый мишка! Прости и прощай!

Ты мне больше не нужен, вали-ка в свой сказочный лес.

«Что за зверь такой — клаузула?» Клаузула — ритмическое окончание строки стиха, начинающееся с последнего ударного слога. Клазулы называются мужскими, если ударение падает на последний слог ; женскими, если после последнего ударного имеется один безударный слог ; дактилическими, если имеется два безударных слога ; гипердактилическими при наличии трех безударных слогов . Мужская клаузула: Скажи мне, кудесник, любимец богов… Женская клаузула: Скажи мне, кудесник, любимец дворняжек…

Дактилическая клаузула: Скажи мне, кудесник, любитель шампанского… Гипердактилическая клаузула: Скажи мне, кудесник, любитель выпендриваться…

I. МЕТР. РАЗМЕР. СТОПА. РИТМ — звуковое строение конкретной стихотворной строки; общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи.

Частным случаем ритма является метр.

МЕТР — упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе, общая схема звукового ритма. См. также античные метры

РАЗМЕР — способ звуковой организации стиха; частный случай метра. Так, метр ямб может включать в себя размеры от 1-стопного до 12-стопного ямба, а также вольный ямб. В силлабическом стихосложении размер определяется числом слогов; в тоническом — числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом — метром и числом стоп.

По количеству стоп определяется длина размера: двустопный, трехстопный, четырехстопный, пятистопный и т. д. Наиболее употребительны короткие размеры. Примеры: Двустопный ямб Четырехстопный ямб Играй,/ Адель, Не знай печали; Хариты, Лель Тебя венчали… О па/мять сер/дца! Ты /сильней/ Рассудка памяти печальной И часто сладостью своей Меня в стране пленяешь дальной.

Двустопный хорей Четырехстопный хорей Аты-/баты, Шли солдаты, Аты-баты На базар.. Буря / мглою/ небо/ кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя… Двустопный амфибрахий Трехстопный амфибрахий Пусть сосны /и ели Всю зиму торчат, В снега и метели Закутавшись спят. Средь шумно/го бала /случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна, Твои покрывала черты. Трехстопный анапест Четырехстопный дактиль Что ты жа/дно глядишь /на доро/гу В стороне /от весе/лых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу — Все лицо твое вспыхнуло вдруг. Утро ту/манное, /утро се/дое, Нивы пе/чальные, /снегом по/крытые, Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые. В зависимости от замысла и задач автора размер стихов может быть различен.

Это хорошо иллюстрирует замечательный пример, который приводит в своей книге «Студия стиха» Илья Сельвинский: Одностопный ямб Двустопный ямб Четырехстопный ямб Весна идет. Она поет, Журчит, Жужжит, Кружит, Влечет. Весна идет. Она поет, Журчит, жужжит, Кружит, влечет.

Весна идет. Она поет, Журчит, Жужжит, кружит, влечет. Трехстопный ямб Пятистопный ямб Весна идет. Она Поет, журчит, жужжит, Кружит, влечет.

Весна… Весна идет. Она поет, журчит, Жужжит, кружит, влечет. Весна идет.

Пример сверхдлинного размера : Близ мед/литель/ного /Нила, /там, где/ озе/ро Ме/рида,/ в царстве/ пламен/ного /РА, Ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра! ИКТ — ударный слог в стихе. Второе название — арсис. Межиктовый интервал — безударный слог в стихе. СТОПА — единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов.

Графически стопа изображается с помощью схемы, где » — » — ударный слог, а «&;;#61640; » — безударный. Двухсложные стопы: ямб и хорей . Трехсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест . Четырехсложные стопы: пеон . Об античных стопах см. также Античный стих

ЯМБ — двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха. Cхема » &;;#61640; — «.

Основные размеры: 4-стопный , 6-стопный , 5-стопный , вольный разностопный . Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. ХОРЕЙ или ТРОХЕЙ — двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. Cхема » -&;;#61472;&;;#61640; «. Мчаться тучи, вьются тучи Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. ДАКТИЛЬ — трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

Схема «- &;;#61640;&;;#61640;». В рабстве спасенное Сердце народное — Золото, золото Сердце народное! АМФИБРАХИЙ — трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Схема «&;;#61640; — &;;#61640;». На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она.

АНАПЕСТ — трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. Схема » &;;#61640;&;;#61640; — «. Есть в напевах твоих сокровенных Роковая о гибели весть. Есть проклятье заветов священных, Поругание счастия есть.

ПЕОН — четырехсложная стихотворная стопа с 1-м ударным и 3-мя безударными слогами. В зависимости от того, на какой слог стопы приходится ударение, различаются пеоны на 1-й , 2-й , 3-й и 4-й слог стопы . Пеоны часто представляет собой частный случай ямба и хорея.

Спите полумертвые увядшие цветы, Так и не узнавшие расцвета красоты, Близ путей заезженных взращенные творцом, Смятые невидевшим тяжелым колесом Не думай о секундах свысока. Наступит время, сам поймешь, наверное, — Свистят они, как пули у виска, Мгновения, мгновения, мгновения. ПЕНТОН — стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге. Пентон разработан А. В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует.

Схема » &;;#61640;&;;#61640; — &;;#61640;&;;#61640;» Ншуми ты, рожь, Спелым колосом! Ты не пой, косарь, Про широку степь! ПИРРИХИЙ — стопа из двух кратких или двух безударных слогов.

Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе. Три девицы под окном Пряли поздно вечерком… ТРИБРАХИЙ — пропуск ударения в трехсложном размере на первом слоге . АНАКРУЗА — метрически слабое место в начале стиха перед первым иктом , обычно постоянного объема. На анакрузу часто падает сверхсхемное ударение.

Анакрузой также называют безударные слоги в начале стиха. &;;#61692; Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной; И старалась она доплеснуть до луны Серебристую пену волны. СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ — ударение на слабом месте стихотворного метра . Когда я ночью жду ее прихода, Жизнь, кажется, висит на волоске. Что почести, что юность, что свобода Пред милой гостьей с дудочкой в руке. СПОНДЕЙ — стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением.

Как результат, в стопе может быть два ударения подряд. Швед, русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон.

УСЕЧЕНИЕ — неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца . Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой… АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ — французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой; основной размер крупных жанров в литературе классицизма.

Надменный временщик, и подлый и коварный, Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный, Неистовый тиран родной страны своей, Взнесенный в важный сан пронырствами злодей! ГЕКЗАМЕТР — стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями . Гекзаметр — самый популярный и престижный античный размер, изобретение которого приписывали самому Аполлону — богу, покровительствующему поэзии. У эллинов этот размер ассоциировался с шумом набегающей на берег волны. Гекзаметром написаны величайшие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» , Вергилия «Энеида», а также гимны, поэмы, идиллии и сатиры многих античных поэтов. Возможно до 32-х ритмических вариаций гекзаметра.

Примеры схем: &;;#61485;&;;#61640;&;;#61640;&;;#61485;&;;#61640;&;;#61640;&;;#61485;&;;#61487;&;;#61487;&;;#61640;&;;#61640;&;;#61485;&;;#61640;&;;#61640;&;;#61485;&;;#61640;&;;#61640;&;;#61485;&;;#61640;&;;#61600;&;;#61472;;&;;#61472;&;;#61600;&;;#61472;&;;#61485;&;;#61640;&;;#61640;&;;#61485;&;;#61640;&;;#61640;&;;#61485;&;;#61640;&;;#61487;&;;#61487;&;;#61640;&;;#61485;&;;#61640;&;;#61640;&;;#61485;&;;#61640;&;;#61640;&;;#61485;&;;#61640;&;;#61600;&;;#61472;&;;#61600; В русскую поэзию гекзаметр ввел В. К. Тредиаковский, а закрепили Н. И. Гнедич , В. А. Жуковский , А. Дельвиг. Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына, Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал: Многие души могучие славных героев низринул В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным Птицам окрестным и псам ,- С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный. ПЕНТАМЕТР — вспомогательный метр античного стихосложения; составная часть элегического дистиха, в котором первый стих — гекзаметр, второй — пентаметр. Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце стиха. Схема: &;;#61485;&;;#61640;&;;#61640;&;;#61485;&;;#61640;&;;#61640;&;;#61485;&;;#61487;&;;#61487;&;;#61485;&;;#61640;&;;#61640;&;;#61485;&;;#61640;&;;#61640;&;;#61485;.

В чистом виде пентаметр не употреблялся. ЛОГАЭД — стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп , последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Логаэды — основная форма античной песенной лирики, а также хоровый партий в трагедиях.

Часто логаэдические размеры назывались в честь их создателей и пропагандистов: алкеев стих, сапфический стих, фалекий, адоний и др. Будем жить и любить, моя подруга, Воркотню стариков ожесточенных Будем в ломанных грош с тобою ставить… Логаэдами писали и многие русские поэты. Как пример, логаэд с чередованием 3-стопного дактиля и 2-стопного ямба.

Губы мо/и прибли/жаются К твоим /губам, Таинства снова свершаются, И мир как храм. БРАХИКОЛОН — жанр экспериментальной поэзии; односложный размер , в котором все слоги ударные. Бей тех, чей смех, вей, рей сей снег!

Дол Сед Шел Дед. След Вел — Брел Вслед. Вдруг Лук Ввысь:

Трах! Рысь В прах.

СТРОФА. ВИДЫ СТРОФ. СТРОФА — группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами.

Основной признак строфы — повторяемость ее элементов: cтоп, размера, рифмовки, кол-ва стихов и пр. Лишь тому, чей покой таим, Сладко дышится… Полотно над окном моим Не колышется. Ты придешь коль верна мечтам, Только та ли ты? Знаю: сад там, сирени там Солнцем залиты.

Я лугами иду — ветер свищет в лугах: Холодно, странничек, холодно. Холодно, родименький, холодно!

Я лесами иду — звери воют в лесах Холодно, странничек, холодно. Холодно, родименький, холодно!

ВИДЫ СТРОФ: ДВУСТИШИЕ — простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии — дистих, в восточной — бейт, в силлабической — вирши. Если двустишие образует самостоятельную строфу — это строфическое двустишие. Графически такие двустишия отделяются друг от друга.

Дано мне тело — что мне делать с ним, Таким единым и таким моим?

За радость тихую дышать и жить Кого, скажите, мне благодарить? Нестрофические двустишия входят в состав более сложных строф и определяются по смежному способу рифмовки. В мире как в море: не спят рыбаки, Сети готовят и ладят крючки. В сети ли ночи, на удочку дня Скоро ли время поймает меня?

ТРЕХСТИШИЕ — простая строфа из трех стихов.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Учебник стихосложения