Стихотворение Ф. И. Тютчева «Эти бедные селенья»
1855 год, год написания Тютчевым стихотворения «Эти бедные селенья…», был для России временем прихода к власти Александра II. Смена царя всегда сопровождалась ростом надежды на улучшения в общественной и государственной жизни. Тяжелое царствование Николая I, ненавидевшего и всячески пресекавшего свободу, закончилось. Вместе с этим в душе русских людей опять начали подниматься вопросы, которые при прошлом царе могли привести на виселицу или в Сибирь: вопросы о свободе и равенстве.
Анализируемое стихотворение относится к так называемой
Надо отметить, что Тютчев долгое время работал послом в Европе, где рабство и любое подобие крепостного права исчезло много веков назад. Поэтому, видя попрание человеческих законов в родной стране, поэт не мог оставаться равнодушным. Прием, на котором строится все
Используя «эзопов язык», Тютчев раскрывает свой взгляд на судьбу России и ее народа. В первой же строфе мы встречаемся лицом к лицу с российской деревней, такой, какой ее видит поэт: Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Сразу же вводится и основная тема: говорится о повальной бедности и долготерпении простого русского народа. Но лирический герой стихотворения вовсе не ненавидит свою родную сторону за это униженное состояние.
Напротив, он любит ее всем сердцем, и оттого его боль при виде страданий России становится нестерпимой. В судьбе русского народа герой видит что-то святое и величественное. Смирение людей перед своей рабской участью кажется ему христианским.
Гордыня, не свойственная русскому человеку, — это удел других народов: Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной. Вообще, христианский мотив звучит в произведении довольно четко. Всем хорошо известно, что Иисус не принадлежал к высшим социальным слоям, а был простым плотником, бедным человеком. Провозгласив равенство между людьми, сын Божий и не представлял, что в некоторых странах рабство, самая страшная форма унижения людей, продержится еще целых восемнадцать с половиной веков после распятия. У Тютчева образ Христа и образ русского крестьянина сближаются до почти полного их слияния.
Это позволяет поэту сравнить страдания русского крепостного с крестом, который Иисус нес на Голгофу. А также предположить, что «царь небесный» мог явиться на землю в образе раба, крепостного: Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исходил, благословляя. В последней строчке звучит и вовсе по тем временам крамольная мысль: земля русская благословлена ее крепостными. Они есть цари истинные, небесные, а не преходящие, земные.
Это стихотворение написано четырехстопным хореем. Рифма перекрестная, преимущественно женская. В произведении использованы художественные средства, присущие «эзопову языку»: иносказания , перифразы , метафоры и эпитеты . Таким образом, данное стихотворение раскрывает поэта Тютчева как художника-гуманиста. Не только мир чувств был важен для него. Он анализировал и высказывал в творчестве свои взгляды на различные аспекты человеческой жизни.
В произведении «Эти бедные селенья…» Тютчев выразил гнетущее чувство несправедливости. Поэт не призывает к насильственным методам. Отнюдь, насилие для свержения тирании для него было равнозначно насилию тирании. Поэтому русский народ, по Тютчеву, — христианский мученик.
И выжить народу помогает, так же, как и мученику, вера и терпение. А их русскому народу не занимать!