Поэт и Россия в лирике С. Есенина
Судьба России занимает центральное место в творчестве С. Есенина. Основанная на животворных национальных традициях, проникнутая любовью к родине, земле и человеку, его поэзия глубоко и талантливо отразила драматизм истории русского народа XX века. По характеру мировосприятия, национальной самобытности С. Есенин стал одним из самых значительных поэтов, посвятивших свое творчество родине. Его лирика внесла в русскую поэзию целый мир поэтических образов.
Нежная девственная березка, синь родных небес, черемуха в белой накидке, удалая гармонь-тальянка…
Ранняя лирика С. Есенина уходит своими корнями в реальную действительность, которая окружала поэта, и уже в это время начинает формироваться образ милой, трогательной окрашенной пастельными тонами России. Край ты мой заброшенный, Край
Стихи эти были рождены любовью к неповторимой «стране березового ситца», где прошло босоногое детство поэта, отшумела его юность. В стихах молодого рязанского поэта было много «песен души», в которых слышался голос родной земли. Он говорил и пел теми словами, которыми поет народ. С. Есенин становится автором необыкновенно нежных и ласковых, грустных и раздольных песен.
В его стихах воплощена мелодика народной песни. В своих произведениях С. Есенин мастерски применяет разнообразные приемы народной поэзии. Например, в стихотворении «Выткался на озере алый свет зари…» богато представлены самые различные звуковые повторы: Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло Только мне не плачется — на душе светло.
Любовью к земле, лугам и травам, лесам и озерам, проникнуты строки многих стихов его ранней лирики, передающие дыхание самой природы: порывы ветра, шепот листьев, пенье птиц, плеск речной волны. Земная красота забрала юное сердце поэта. Его лучшие ранние произведения пахнут весной, молодостью, полны очаровательного задора, веселья. Лирический герой не скрывает своих ощущений, доверительно рассказывая о них читателю: Темна ноченька, не спится.
Выйду к речке на лужок. Распоясала зарница В пенных струях поясок. Где, казалось, пейзаж обычен, где свет и тени не захватывают внезапно воображение, где, на первый взгляд, в природе нет броских, запоминающихся картин, и многое давно уже примелькалось, молодой поэт вдруг неожиданно и смело открывает новые краски. Природа для него не застывший пейзажный фон, она вся в движении, в обновление, в гармоническом единении с человеком: Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Черемуховый снег не холодит, а согревает сердце поэта, в которое рано постучалась юношеская любовь к родине. Любуясь особенности деревенской жизни, картинами природы, С. Есенин стремится не просто донести до читателя радость от их видения, а передать, заразить ощущением его полноты и красоты к жизни. Светлый и радостный колорит кажется преобладающим. Восхищение, упоение природой отодвигает на второй план другие чувства, другие мотивы.
Даже раздумья о родине связаны с природой, с окружающей поэта красотой: с необозримыми далями ее полей и лесов, с голубыми просторами. С. Есенин рисует и грустные картины заброшенности и нищеты. Он, мечтающий о полном слиянии с природным миром, восклицает: Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. В самом начале 1916 года вышла первая книга С. Есенина — «Радуница». Радуница… Радуга…
Радужный… Радость. Ее истинная красота и художественность были заключены в стихах молодого поэта — «свежих, чистых, голосистых». Вспомним крылатые есенинские строфы, живописные, словно акварелью написанные, образы: Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края — Только синь сосет глаза.
Поэзия развита всюду — умей только ощущать ее. А сколько ярких красок в крестьянском труде! Можно залюбоваться старым дедом, когда он, согнув спину, «чистит вытоптанный ток и поденную мякину загребает в уголок». Сборник стихов «Радуница» неоднороден. Поэта привлекают темы и образы, связанные с религиозными верованиями и христианским бытом.
В теплых и ласковых тонах рисует он своего «милостника Миколу», который «в лапо-точках», с котомкой за плечами, ходит мимо сел и деревень, «умывается пеной из озер» и молится «за здоровье православных христиан». Стихотворение «Микола» впитало широко распространенные в Рязанском крае легенды о Николае-угоднике, которому был дан наказ самим Богом: … Обойди ты русский край. Защити там в черных бедах. Скорбью вытерзанный люд.
Помолись с ним о победах И за нищий их уют. Время С. Есенина — время крутых поворотов в истории России, накала человеческих страстей и их драматической развязки. Судьба родины, народа в бурную эпоху бурно волнует поэта.
Он не идеализирует Россию, потому что является не сторонним наблюдателем, а соучастником исторических процессов. Накануне первой мировой войны в поэзию С. Есенина входит ощущение надвигающейся беды: горе разлито в природе . Траурные картины передают ощущения поэта перед неизбежной катастрофой. «Война мне всю душу изъела», — скажет позже С. Есенин. Он понимает, какая трагедия ждет миллионы русских семей и с затаенной тревогой «гадает по взорам невестиным на войне о судьбе жениха». Также близко к сердцу принимает поэт и события революции, чувствуя личную ответственность за то, что происходит в России. В маленьких поэмах «Преображения», «Инония», «Иорданская голубица» революционные процессы идеализируются и предстают в виде утопических картин «мужицкого рая» на земле, либо в виде романтического «града Инонии», где живет «божество святых».
В этих стихах слышны раскаты бушующего океана крестьянской стихии. Столкновение двух миров становится главной темой. Поэт принимает революцию, отсюда жизнеутверждающий романтический пафос, который лежит в основе стихотворения «Небесный барабанщик»: Листьями звезды льются В реки на наших полях. Да здравствует революция На земле и на небесах! Если в октябрьских поэмах С. Есенин пел восторженные гимны, созданные им в воображении о «мужичьей революции», то реальную пролетарскую революцию он принял мучительно тяжело.
В это время в его поэзии нарастают мотивы разочарования, грусти, отчаяния, тревоги за милый сердцу край. Переполнявшие С. Есенина чувства вылились в строки: Мир таинственный, мир мой древний, Ты, как ветер, затих и присел. Вот сдавили за шею деревню Каменные руки шоссе. Поэту явно не по душе происходящее, и он тщательно выбирает краски, чтобы нарисовать картину неравной схватки, олицетворяя в близкой ему патриархальной действительности все живое и беззащитное, а в городе — неодолимую, чужую, слепую, механическую силу, воплотившуюся в образе «странного вестника». Не случайно Есенин назвал себя «последним поэтом деревни».
В его творчестве нашла свое логическое завершение литературная позиция неприятия социальных потрясений. Дыхание революционной грозы коснулось и его лирических стихотворений, полных любви к родине и тончайшего проникновения в мир русской природы. В таких произведениях, как «Русь, взмахни крылами…», «Разбуди меня завтра рано…», «Я по первому снегу бреду…» и в ряде других, отчетливо улавливается новый душевный настрой поэта, предчувствие того, что «встает иная степь».
Правда, лирическому герою Есенина трудно оказалось вписаться в жизнь обновленной России. Он вынужден был признать, что стал иностранцем в своей стране. Но сложная гамма чувств, переполнявшая его, не заглушила любви к родине, которая всегда помнила, мучила и жгла чистую душу поэта. Я люблю родину!
Я очень люблю родину! — заявляет он. Лейтмотивом творчества С. Есенина была большая любовь к родине. Лирика поэта дает все основания утверждать, что это любовь стала неиссякаемым источником вдохновения поэта.
Он обращается к живительной силе любви, для того чтобы лучше понять мир людей и свое место в нем.