Тренировочные материалы для сочинений

Не первый год работая в школе, я вижу, как трудно порой бывает ученикам самостоятельно высказаться, ответить на вопрос, написать сочинение. Именно поэтому уже в среднем звене такое большое внимание уделяю работам, помогающим ребятам разобраться в прочитанном, систематизировать то, что они знают, создать свой, а не списанный текст.

Работы могут быть разные. Представляю на ваш суд несколько тренировочных текстов по литературе.

Задания распечатываются для каждого ученика, и ребята либо работают на готовых листах , либо переписывают тексты

в свои тетради .

Соответствующие произве­дения в разных программах оказываются в разных классах. При подготовке материалов мною был использован учебник «Литература. Начальный курс. 8 класс» .

Образ главного героя в поэме М. Ю. Лермонтова » Мцыри»

Мцыри плен…ый ребенок выросший в монастыре, готовящийся стать монахом. Но по характеру он не похож на настоящих иноков. Главная заповедь монаха быть смиренным, отрешит…ся от мира, от его радостей.

А главная черта и Мцыри-ребенка, и Мцыри-юноши… . Все думали, что «к плену он привык, стал понимать чужой язык», а на самом деле герой… . И вот

«в час ночной, ужасный час, когда гроза пугала» остальных обитателей монастыря, он убежал. Почему?

Можно назвать несколько причин его бегства. Во-первых, всю сознательную жизнь он провел в плену, и поэтому естественно его желание увидеть родину . Во-вторых, кроме монастыря он н…чего не видел, а человеку, особенно молодому, хочется узнать что новое . И наконец, стать монахом — значит уйти из мира, спрятат…ся от него за высокими стенами обители. Но Мцыри еще так молод. Он считает, что монахом можно стать в старости, потому что… . Об этом он и говорит в своей исповеди .

Три дня проведен…ые вне стен монастыря являются главными в его жизни . Это подчеркивает и композиция поэмы: рассказу о жизни Мцыри в монастыре посвящено… глав, а о жизни на воле повествуют… глав.

Многое узнал герой за это короткое время: увидел, как божествен…о прекрасен мир ; почу…ствовал, как пр…тягательна может быть «безыскусственная» песня молодой грузинки ; ощутил, как может сердце жаждать битвы при встрече с барсом .

смотря на молодость и огромное желание жить, Мцыри погибает. И гибель его закономерна, причем сам герой понимает это. Он объясняет на исповеди, почему заслужил такой жребий .

Поэма заканчивается гибелью героя. Однако мы не воспринимаем ее как произведение мрачное, исполненное отчаяния и безнадежности, потому что… .

Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш»

Рассказ М. Горького «Челкаш» — это о том :

как созданные людьми машины «поработили и обезличили их»; о маленькой психологической «драме, разыгравшейся между двумя людьми»; как жажда наживы может изменить человека, превратить его в преступника; как Челкаш и Гаврила преступным путем заработали много денег.

В центре рассказа — два героя: Челкаш и Гаврила. Их объединяет то, что оба они… .

Во всем же другом они различны. Если Челкаш — это , то Гаврила . Разный у них и жизненный опыт .

Несмотря на нищету обоих, можно сказать, что имущественное положение у них разное. Челкаш — настоящий босяк, ничего своего не имеющий. У него сегодня может быть 500 рублей , а завтра ему нечем будет заплатить в трактире за обед.

Гаврила же имеет кое-какие «пожитки», причем относится к ним бережно.

По-разному относятся герои к деньгам. Челкашу деньги достаются легко, и так же легко он с ними расстается. Иное дело Гаврила . Но разница не только в этом.

М. Горький на примере образов главных героев рассказа показывает разное отношение к жизни, к миру. Одни люди сохраняют человеческое достоинство при любых обстоятельствах, другие ради наживы готовы унижаться.

Симпатии автора, конечно же, на стороне Челкаша.

Анализ эпизода
«Первая встреча Хлестакова и городничего» из комедии Н. В. Гоголя » Ревизор»

1. Какие чувства герои испытывают перед встречей? Как автор показывает это?

И Хлестаков, и городничий испытывают одинаковые чувства: они _______.

Городничий знает, что в «его» городе нет порядка. Он сам говорит об этом .

А) «…У меня инкогнито проклятое сидит в голове. Так и ждешь, что вот отворится дверь и — шасть».

Б) «…высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота! Позор! поношенье!»

В) «…по своей части я кое-какие распоряжения сделал, советую и вам» .

Хлестаков уже ___ недели живет в этом городе. Он задолжал трактирщику, и тот грозился . «Он, никак, хотел идти сегодня жаловаться городничему».

Автор показывает чувства героев, используя прежде всего ремарки . Так, перед появлением в комнате городничего Хлестаков ______________________, а когда тот входит в комнату, оба ____________________________. Кроме того, речь Хлестакова выдает его состояние: если сначала он «______ ____», то потом говорит громко, «___________», хочет показать свою «значительность», грозит городничему: «___________________________________ «.

2. Как ведут себя герои во время разговора?

В отличие от Хлестакова городничий :

А) просчитывает свои действия и слова;

Б) на протяжении всего разговора испытывает страх;

В) все время думает, как бы дать ревизору взятку.

Поэтому все время говорит «в сторону», то есть «про себя». И «речь» его для «ревизора» и «для себя» разная. Когда городничий говорит «сам с собой» … В разговоре же с «ревизором» … :

А) он не стесняется в выражениях;

Б) это речь культурного человека;

В) в его речи много грубоватых, разговорных слов и выражений;

Г) это речь человека, старающегося расположить к себе собеседника.

Цитаты:

«О, да с ним нужно держать ухо востро!» «Благое дело изволите предпринять». «Прошу посмотреть, какие пули отливает! и старика отца приплел». «Справедливо изволите заметить».

С одной стороны, городничий очень тонко старается польстить столичному гостю .

________________________________________

________________________________________

________________________________________

С другой стороны, себя он тоже хочет выставить в выгодном свете: говорит о себе не только как о честном государственном служащем, но и как о добродетельном человеке .

________________________________________

________________________________________

Хлестаков в этом эпизоде говорит искренне, ничего про себя не выдумывает . Он говорит :

«Я еду в Саратовскую губернию, в собственную деревню». «Меня вы не смеете высечь, до этого вам далеко». «Здесь не те потребности, душа моя жаждет просвещения». «Я потому и сижу здесь, что у меня нет ни копейки».

Но городничий и не думает верить ему, считая Хлестакова «тонкой штукой», то есть ____________________. Так происходит потому, что .

3. Какой момент является поворотным в разговоре? Почему проходит испуг героев?

Городничий дает деньги «ревизору», причем преподносит это не как взятку, а как _________________________. Он так поясняет Хлестакову свои действия .

________________________________________

________________________________________

После того как «проверяющий» взял деньги, городничий испытывает чувство : ______________________________. Ведь таким образом ревизор заключает своего рода соглашение: «закрыть глаза» на преступления чиновников.

Хлестаков же даже не задумывается над тем, почему вдруг человек ни с того ни с сего дает незнакомому «проезжающему» деньги. Как будто это обычное дело и такое происходит в каждом городе! Это ярко характеризует Хлестакова как человека.

________________________________________

________________________________________

________________________________________

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Тренировочные материалы для сочинений