Тренировочные материалы для сочинений
Не первый год работая в школе, я вижу, как трудно порой бывает ученикам самостоятельно высказаться, ответить на вопрос, написать сочинение. Именно поэтому уже в среднем звене такое большое внимание уделяю работам, помогающим ребятам разобраться в прочитанном, систематизировать то, что они знают, создать свой, а не списанный текст.
Работы могут быть разные. Представляю на ваш суд несколько тренировочных текстов по литературе.
Задания распечатываются для каждого ученика, и ребята либо работают на готовых листах , либо переписывают тексты
Соответствующие произведения в разных программах оказываются в разных классах. При подготовке материалов мною был использован учебник «Литература. Начальный курс. 8 класс» .
Образ главного героя в поэме М. Ю. Лермонтова » Мцыри»
Мцыри плен…ый ребенок выросший в монастыре, готовящийся стать монахом. Но по характеру он не похож на настоящих иноков. Главная заповедь монаха быть смиренным, отрешит…ся от мира, от его радостей.
А главная черта и Мцыри-ребенка, и Мцыри-юноши… . Все думали, что «к плену он привык, стал понимать чужой язык», а на самом деле герой… . И вот
Можно назвать несколько причин его бегства. Во-первых, всю сознательную жизнь он провел в плену, и поэтому естественно его желание увидеть родину . Во-вторых, кроме монастыря он н…чего не видел, а человеку, особенно молодому, хочется узнать что новое . И наконец, стать монахом — значит уйти из мира, спрятат…ся от него за высокими стенами обители. Но Мцыри еще так молод. Он считает, что монахом можно стать в старости, потому что… . Об этом он и говорит в своей исповеди .
Три дня проведен…ые вне стен монастыря являются главными в его жизни . Это подчеркивает и композиция поэмы: рассказу о жизни Мцыри в монастыре посвящено… глав, а о жизни на воле повествуют… глав.
Многое узнал герой за это короткое время: увидел, как божествен…о прекрасен мир ; почу…ствовал, как пр…тягательна может быть «безыскусственная» песня молодой грузинки ; ощутил, как может сердце жаждать битвы при встрече с барсом .
смотря на молодость и огромное желание жить, Мцыри погибает. И гибель его закономерна, причем сам герой понимает это. Он объясняет на исповеди, почему заслужил такой жребий .
Поэма заканчивается гибелью героя. Однако мы не воспринимаем ее как произведение мрачное, исполненное отчаяния и безнадежности, потому что… .
Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш»
Рассказ М. Горького «Челкаш» — это о том :
как созданные людьми машины «поработили и обезличили их»; о маленькой психологической «драме, разыгравшейся между двумя людьми»; как жажда наживы может изменить человека, превратить его в преступника; как Челкаш и Гаврила преступным путем заработали много денег.
В центре рассказа — два героя: Челкаш и Гаврила. Их объединяет то, что оба они… .
Во всем же другом они различны. Если Челкаш — это , то Гаврила . Разный у них и жизненный опыт .
Несмотря на нищету обоих, можно сказать, что имущественное положение у них разное. Челкаш — настоящий босяк, ничего своего не имеющий. У него сегодня может быть 500 рублей , а завтра ему нечем будет заплатить в трактире за обед.
Гаврила же имеет кое-какие «пожитки», причем относится к ним бережно.
По-разному относятся герои к деньгам. Челкашу деньги достаются легко, и так же легко он с ними расстается. Иное дело Гаврила . Но разница не только в этом.
М. Горький на примере образов главных героев рассказа показывает разное отношение к жизни, к миру. Одни люди сохраняют человеческое достоинство при любых обстоятельствах, другие ради наживы готовы унижаться.
Симпатии автора, конечно же, на стороне Челкаша.
Анализ эпизода
«Первая встреча Хлестакова и городничего» из комедии Н. В. Гоголя » Ревизор»
1. Какие чувства герои испытывают перед встречей? Как автор показывает это?
И Хлестаков, и городничий испытывают одинаковые чувства: они _______.
Городничий знает, что в «его» городе нет порядка. Он сам говорит об этом .
А) «…У меня инкогнито проклятое сидит в голове. Так и ждешь, что вот отворится дверь и — шасть».
Б) «…высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота! Позор! поношенье!»
В) «…по своей части я кое-какие распоряжения сделал, советую и вам» .
Хлестаков уже ___ недели живет в этом городе. Он задолжал трактирщику, и тот грозился . «Он, никак, хотел идти сегодня жаловаться городничему».
Автор показывает чувства героев, используя прежде всего ремарки . Так, перед появлением в комнате городничего Хлестаков ______________________, а когда тот входит в комнату, оба ____________________________. Кроме того, речь Хлестакова выдает его состояние: если сначала он «______ ____», то потом говорит громко, «___________», хочет показать свою «значительность», грозит городничему: «___________________________________ «.
2. Как ведут себя герои во время разговора?
В отличие от Хлестакова городничий :
А) просчитывает свои действия и слова;
Б) на протяжении всего разговора испытывает страх;
В) все время думает, как бы дать ревизору взятку.
Поэтому все время говорит «в сторону», то есть «про себя». И «речь» его для «ревизора» и «для себя» разная. Когда городничий говорит «сам с собой» … В разговоре же с «ревизором» … :
А) он не стесняется в выражениях;
Б) это речь культурного человека;
В) в его речи много грубоватых, разговорных слов и выражений;
Г) это речь человека, старающегося расположить к себе собеседника.
Цитаты:
«О, да с ним нужно держать ухо востро!» «Благое дело изволите предпринять». «Прошу посмотреть, какие пули отливает! и старика отца приплел». «Справедливо изволите заметить».
С одной стороны, городничий очень тонко старается польстить столичному гостю .
________________________________________
________________________________________
________________________________________
С другой стороны, себя он тоже хочет выставить в выгодном свете: говорит о себе не только как о честном государственном служащем, но и как о добродетельном человеке .
________________________________________
________________________________________
Хлестаков в этом эпизоде говорит искренне, ничего про себя не выдумывает . Он говорит :
«Я еду в Саратовскую губернию, в собственную деревню». «Меня вы не смеете высечь, до этого вам далеко». «Здесь не те потребности, душа моя жаждет просвещения». «Я потому и сижу здесь, что у меня нет ни копейки».
Но городничий и не думает верить ему, считая Хлестакова «тонкой штукой», то есть ____________________. Так происходит потому, что .
3. Какой момент является поворотным в разговоре? Почему проходит испуг героев?
Городничий дает деньги «ревизору», причем преподносит это не как взятку, а как _________________________. Он так поясняет Хлестакову свои действия .
________________________________________
________________________________________
После того как «проверяющий» взял деньги, городничий испытывает чувство : ______________________________. Ведь таким образом ревизор заключает своего рода соглашение: «закрыть глаза» на преступления чиновников.
Хлестаков же даже не задумывается над тем, почему вдруг человек ни с того ни с сего дает незнакомому «проезжающему» деньги. Как будто это обычное дело и такое происходит в каждом городе! Это ярко характеризует Хлестакова как человека.
________________________________________
________________________________________
________________________________________