«Про меня забыли…»

«Вишневый сад» — последнее произведение в творческой биографии А. П. Чехова. Им завершаются идейно-творческие искания драматурга. Писатель совершенствует стиль, вырабатывает новые принципы построения образа, сюжета, композиции, приходит к значительным художественным открытиям. Один из главных нервных узлов, питающих «Вишневый сад» глубинным смыслом, составляющих его драматическую основу, — в заглавии пьесы.

Уже в первой ремарке мы узнаем, что «цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник», что действие происходит

в имении помещицы Любови Андреевны Раневской, а немного позднее, из слов персонажей, что имение с вишневым садом продается за долги и что вишневый сад — самое «интересное, даже замечательное, во всей губернии», упоминающееся в «Энциклопедическом словаре».

В пьесах Чехова мы часто видим «усадьбы во вкусе Тургенева» : «Часть парка в имении Сорина. Широкая аллея, ведущая по направлению от зрителей в глубину парка к озеру» , «Сад в имении Иванова… перед террасой широкая полукруглая площадка, от которой в сад, прямо и вправо идут аллеи» , «Старый сад при доме Прозоровых. Длинная еловая аллея,

в конце которой видна река» . Не случайно чеховские герои, способные ценить и понимать прекрасное, восхищаются природой, ее мощью, красотой, способностью к обновлению и созиданию. «Какие красивые деревья и, в сущности, какая должна быть около них красивая жизнь!» — говорит Тузенбах, прощаясь с Ириной и, в предчувствии трагедии, по-новому глядя на старый сад. А как вдохновенно звучат слова доктора Астрова: «Когда я слышу, как шумит молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко и в моей власти и что если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват и я».

Даже Ермолай Лопахин, расчетливый предприниматель, который ради выгоды с удовольствием «хватит топором по вишневому саду», преображается, высказывая заветные мысли: «Господи, Ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…» Природа у Чехова словно напоминает человеку о его высшем предназначении, о его неисчерпаемых возможностях, о красоте и счастье жизни.

Но, пожалуй, только в драме «Вишневый сад» природа, сад, становится главным действующим лицом, вокруг которого и разворачиваются все события, группируются герои пьесы. Для каждого из персонажей вишневый сад имеет свое, особое значение. Обреченный на торги и на близкую трагическую гибель, он, несмотря ни на что, готовится к обновлению, в нем «белые массы цветов», поют скворцы, сияет над ним голубое небо. И в душе Раневской, вернувшейся из-за границы, пробуждаются надежды на новую, чистую жизнь: «Весь, весь белый!

О, сад мой! …опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя… если бы я могла забыть мое прошлое!» Позднее Любовь Андреевна, для которой с этим имением, с вишневым садом связана, по сути, вся жизнь, в отчаянье восклицает: «Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед… без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня с садом». Но Раневской не дано спасти сад от гибели, потому что все ее душевные силы, энергию поглотила любовная страсть. Именно это чувство парализует ее волю , заглушает природную отзывчивость на радости и горе окружающих , делает ее равнодушной к конечной судьбе вишневого сада. Раневская искренна в своем горе, она рыдает при прощании с домом и садом: «О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!

Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай! Прощай!» Но теперь это для нее уже в прошедшем, а главное, что она едет в Париж и будет «жить на деньги, которые прислала… ярославская бабушка» на выкуп имения. «Да здравствует бабушка!» — в этом возгласе Раневской и отчаяние, и определенная доля цинизма одновременно. Страсть к подлецу победила, и единственное, о чем просит героиня, — «чтоб не рубили сада, пока она не уехала».

А Гаев, клявшийся Ане «честью своей», что имение не будет продано, в конце пьесы, получив должность банковского служащего, совершенно успокаивается: «В самом деле, теперь все хорошо. До продажи вишневого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда вопрос был решен окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже…» И уж совсем не интересуют его ни судьба старого Фирса, выпестовавшего своего барина и до последнего момента ходившего за Гаевым, как нянька за ребенком, ни трагедия оставшихся без крова старых слуг — Ефимьюшки, Поли, Евстигнея, Карпа, ни будущее близких.

Отношение героев к саду как к высшей красоте и целесообразности — это авторская мера нравственного достоинства того или иного персонажа. И если Раневская предает идею вишневого сада, то Лопахин до нее и не поднимается. Да, он помнит добро, некогда сделанное ему Любовью Андреевной, он сочувствует героине, он переживает вместе с ней: «Отчего же, отчего вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь», но его волнует лишь судьба владелицы сада, обреченного с самого начала в планах преуспевающего дельца на гибель.

Лопахин, у которого, по словам Пети Трофимова, «тонкая, нежная душа», сознает, что «купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете», и при этом зовет всех посмотреть, как он «хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья». Именно Лопахин доводит до логического конца существование вишневого сада: «Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву». Этот «мягкий… порядочный человек во всех смыслах» , «как хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути», «съедает» вишневый сад.

Не нужен старый, добрый сад и Пете Трофимову, нескладному «вечному студенту», произносящему страстные тирады против несправедливости прежней жизни и возвещающему наступление нового. Душа Трофимова «полна неизъяснимых предчувствий», он, не привязанный сердцем к «малой родине», патетически восклицает: «Вся Россия — наш сад». Но при этом, произнося высокие слова, убеждая Аню в необходимости отречения от старых привязанностей, от жизни «на чужой счет», он выглядит «недотепой» и «облезлым барином», неспособным воплотить в жизнь свои декларации.

И Аня, выросшая в имении с вишневым садом, тоже легко прощается с ним. Успокаивая Раневскую, получившую известие о продаже сада, она радостно говорит: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…», а в конце пьесы — на вопрос матери: «Ты довольна? Очень?», отвечает: «Очень! Начинается новая жизнь, Мама!»

Каждый из героев, связанный так или иначе с вишневым садом, начинает жить своей, новой жизнью, в которой нет места прежним ценностям. И только старый Фирс, пожалуй, самая трагическая личность в пьесе, сохраняет верность идеалам своего детства, молодости, зрелости. Верный слуга Раневских и Гаевых, всей душой преданный господам, сам напоминает вишневый сад, когда-то сильный, могучий, приносивший большую пользу владельцам , а теперь никому не нужный, ожидающий близкой кончины, падающий под ударами безжалостного топора нового хозяина жизни.

Наивный Фирс, как ребенок, получивший долгожданную игрушку, радуется приезду Любови Андреевны , заботливо ухаживает за Гаевым , искренне считает «волю», то есть освобождение крепостных крестьян, страшным бедствием и с гордостью говорит: «Я не согласился на волю… остался при господах…» И вот теперь господа предали его, как предали и вишневый сад, и свою прошлую жизнь, оставив умирающего старика в заколоченном, пустом доме. И Фирс, и вишневый сад словно объединяются драматургом в одно лицо, с горечью и бессилием сознающее, что про него «забыли» и что «жизнь прошла, словно и не жил».

Гибель старого вишневого сада, по мнению Чехова, неотвратима. Драматург уверен, что неустойчивые, ненормальные отношения достигли того предела, за которым неизбежно последуют перемены и наступит новая, прекрасная жизнь. Прав ли был Чехов?

Ответа на этот вопрос жизнь нам еще не дала.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Про меня забыли…»