Софья и Лиза в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: два характера и две судьбы
Расчетливому прагматизму Софьи противопоставлены искренность и душевная открытость Лизы. Два характера и две разных судьбы, в которых как бы две эпохи: старая, патриархальная, и новая, где не надо торговать чувствами. Софья, глядя на свою подругу Наталью Дмитриевну, подготавливает, «дрессирует» будущего мужа — Молчалина. Это рынок, где молодая женщина — товар, и она хочет совершить выгодную торговую сделку. Лиза иная, поэтому иначе сложится ее судьба.
Грибоедов рассказал в своей комедии о том, что произошло в одном московском доме
Завязка общественного конфликта происходит во втором действии. Разговор Фамусова и Чацкого о Софье
Так, во втором действии он говорит о жестоком отношении к крестьянам и слугам, тогда как в первом сам не заметил Лизы, как не замечают шкаф или стул, да и имением-то своим Чацкий управляет оплошно. «Все, что он говорит, — очень умно! Но кому он это говорит?» — писал Пушкин. Действительно, ведь ключевая ремарка в третьем действии гласит: «Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам».
Он остается один — кульминация общественного конфликта. Кому же он говорит? Может быть, себе?
Сам, не зная того, он разговаривает с собой, пытаясь уладить бой «сердца» и «ума». Составив в своем уме схему жизни, он пытается «подогнать» под нее жизнь, нарушить ее законы, поэтому она и отворачивается от него, не забывается при этом и любовный конфликт. Чтобы подробнее раскрыть тему сочинения, можно попытаться рассмотреть ситуацию в пьесе как любовную коллизию.
Тут, в нарушение всех канонов классицизма, вместо любовного треугольника мы видим по меньшей мере четырехугольник. Чацкий любит Софью, Софья — Молчалина, Молчалин заигрывает с Лизой , а Лизанька неравнодушна к Петруше. При такой сложной любовной линии единство действия нарушается, да еще все это перемешивается с общественной инт-. ригой.
Но в том-то и дело, что общественный конфликт не получил бы развития, ответь Софья на любовь Чацкого. Софья же не принимает его рационализма. Вообще оба эти конфликта взаимосвязаны, и если согласиться с Блоком, что «Горе от ума» есть произведение «…символическое, в истинном смысле этого слова», то Софья и есть символ России, где Чацкий чужой, ведь «он умен по-иному… умен не по-русски. По-чужому. По-чуждому.
Известно, что схему жизни составили себе все герои пьесы: Молчалин, Фамусов, Скалозуб, Софья… Именно Софья, которой «сна нет от французских книг», пытается прожить свою жизнь как роман. Однако роман Софьи на русский лад.
Как заметил Баженов, история ее любви к Молчалину не фривольна, как у ее «французских соотечественниц», она чиста и одухотворена, но все же это лишь книжная выдумка. В душе Софьи тоже нет согласия. Может быть, поэтому в афише она указана как Софья, то есть «мудрая», но Павловна — дочь Фамусова, а значит, в чем-то похожая на него.
Однако в конце комедии она все же прозревает, «ломается» ее мечта, а не она сама. Чацкий тоже показан в эволюции. Но о его внутренней перемене можно судить лишь со слов о прошлом. Так, уезжая, он доверительно разговаривал с Лизой: «Недаром, Лиза, плачу…» — тогда как на протяжении всего действия не сказал ей ни слова. Интересен еще один, почти бессловесный, персонаж — лакей Петрушка.
Он молча исполняет приказы Фамусова, но открывается с неожиданной стороны, когда Лизанька говорит о нем: «А как не полюбить буфетчика Петрушу?» В этой фразе присутствует скрытая ирония автора. Итак, суть произведения раскрывается через общественный , интимный , личный конфликты, что Грибоедов мастерски изобразил с помощью ремарок, внесценических персонажей, диалогов и монологов. И конечно, образы Софьи и Лизы очень важны в раскрытии идей пьесы.