Портрет героя времени

Рассказы Михаила Зощенко — художественное свидетельство того времени, в которое ему довелось жить. На мой взгляд, это был очень сложный, но интересный период в жизни России. 20-ые годы 20 столетия — время молодой советской власти.

Писатель рисует нам портрет «героя своего времени» — простого человека из народа, ставшего вдруг «гегемоном», хозяином жизни. Хорошо это или плохо? Сам «хозяин» находится в растерянности, как, впрочем, и окружающие его люди. Автор показывает нам жизнь своих современников «изнутри», в будничных

ситуациях, тонко подмечая все «плюсы» и «минусы» новой жизни. Рассказ «На живца» можно назвать просто бытовой зарисовкой.

Рассказчик — типичный «герой времени» — едет в трамвае и сталкивается с «дьявольской старухой, воспитанной прежним режимом». Эта женщина в транспорте ловит воров «на живца»: рядом с собой она ставит сумку и ждет, пока кто-то ее попытается присвоить. Зачем ей это нужно?

У пассажиров в вагоне есть две кардинально противоположные версии. По одной из них, так она борется с воровством, то есть способствует наступлению новой жизни. По другой — эта героиня подтверждает

свое убеждение, что вокруг одни воры: «ей просто охота, чтоб все люди вокруг воровали». Мне кажется, что вернее второе утверждение.

Зощенко мастерски передал психологию некоторых людей, которые вокруг себя видят только плохое и ищут подтверждение этому, доходя до крайностей. Конечно, Зощенко утрирует ситуацию, заостряет ее, делая смешной и от того более заметной. Но от этого психологическая достоверность его героев только усиливается.

Но в рассказе не это главное, на мой взгляд. Сюжет — это всего лишь повод еще раз описать жизнь современников. Рассказчик — типичный представитель своего времени: развязный, необразованный, малограмотный, немного туповатый. Ведя повествование от первого лица, автор глубоко проникает в характер своего героя, дает более полный его портрет.

Итак, герой любит ездить в прицепном, то есть последнем, вагоне трамвая. Он объясняет это так: «В переднем вагоне скучно и хмуро, и на ногу никому не наступи. А в прицепке, не говоря уже о ногах, мне привольней и веселей».

Действительно, в последних вагонах собирается «привольный народ»: хулиганы, карманники, «зайцы» и просто любители «весело» проехаться. Интересно, что «гражданка в теплом платке» ехала именно в прицепном вагоне, зная, что здесь она приманит своей сумкой какого-нибудь любителя поживиться чужим. Итак, рассказчик, как обычно, едет в последнем вагоне трамвая. Что за люди его окружают?

Тоже типичные представители времени: один гражданин стоит с пилой, другой с пивной бутылкой в руках: «Держит человек бутылку в руках и пальцами по ней щелкает. А то к глазу поднесет и глядит на пассажиров через зеленое стекло». Вместе с такими беспардонными спутниками рассказчик и начинает расспрашивать женщину о ее ловле «на живца». Вернее, сначала герой, проявляя заботу об имуществе гражданки, предлагает ей поставить сумку на колени. Делает он это так, как может, — грубо и резко: «- Мамаша! — говорю я гражданке. — Гляди, пакет унесут.

Убери на колени». Но героиня нисколько не обижается — она привыкла к такому обращению, сама разговаривает так же и считает это вполне нормальным. Ее недовольство вызывает другое: рассказчик мешает ей «охотиться»: «- Сбил ты меня с плану, черт такой…» Далее, по ходу разговора, выясняются истинные намерения «гражданки в теплом платке». Интересно ее описание тех, кто уже пытался стащить сумку. С виду это вроде бы приличные люди.

Вот «дамочка вкапалась… Молоденькая такая, хорошенькая из себя. Черненькая брунеточка». А вот «мужчина, славный такой, добродушный…» Что же их, таких «славных» людей, толкает на воровство?

Мне кажется, что и это — одна из примет времени. Неустроенная полуголодная жизнь заставляет людей воровать. Писатель подчеркивает, что ожесточенность — черта героя того времени.

Создается впечатление, что вагон окутывает аура озлобленности, недоброжелательства. Вот человек с пилой говорит, как, по его мнению, надо поступать с ворами: «С транвая их, воров-то, скидывать надоть!» Его предложение, к счастью, не поддерживается, но мы понимаем, что таких сторонников радикальных мер очень много. Озлоблена и «охотница на воров»: «А-а-а, говорю, вкапалась, подлюга…», «А-а, говорю, товарищ, вкапался, гадюка…» Очень интересен лексикон героев рассказа.

Он состоит из смеси просторечных слов, вульгаризмов и неологизмов. Эта смесь уже давно стала приметой времени, которую Зощенко запечатлел в своих произведениях. Мне кажется, что прицепной вагон трамвая в этом рассказе — это символ времени, молодой послереволюционной жизни.

Его пассажиры — это типичные представители той непростой эпохи, те, кто заполнял улицы Москвы, кто являлся истинным «героем времени». Зощенко наблюдал их со смехом, но смехом горьким. Писатель видел много отрицательного в наступившей жизни и с помощью обличения, иронии стремился помочь искоренению недостатков, показать людям их лицо с целью сделать жизнь лучше.

Но, кроме того, Зощенко, на мой взгляд, стремился запечатлеть картину своего времени и портрет своего современника, чтобы донести их до потомков. Так и вышло, и это признак настоящей литературы, не теряющей своей актуальности с годами.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Портрет героя времени